БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Экологическое право » Правовая охрана окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности

Правовая охрана окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности

Автор: Maxvel 8-11-2010, 20:26

1. Экологизация промышленности и энергетики. 
2. Правовое обеспечение экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности.
3. Охрана окружающей среды на объектах Минобороны.
4. Правовое обеспечение экологической безопасности транспортных средств и средств связи.
5. Правовое регулирование размещения отходов.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1.Экологизация промышленности развивается в двух направлениях:
1. Совершенствование технологий производства, в том числе улавливание выбросов, стоков и отходов не в форме загрязнителей, а виде полезных материалов, т.е. использование отходов в качестве вторичного сырья для промышленности.
К этому не относится переработка мусора в компост, получение биогаза, сжигание органических отходов различного происхождения, с получением полезной энергии, весь цикл Реутилизации вторичного сырья.
В Минске функционирует мусороперерабатывающий завод «Экорес», который является единственным заводом в республике на котором реализована промышленная переработка твёрдых бытовых отходов. 
2. Перемещение вредных начал в пространстве. Самый распространенный путь – очистка выбросов и стоков от загрязнения. Более открытый характер носит складирование на полигонах и хранилищах, а также демпинг («Утопление» в морях) твердых или отвержденных вредных химических или радиоактивных отходов в специальных емкостях или «навалом», а также экспорт опасных веществ в 
Воздействие на окружающую среду во многом определяется уровнем экономического развития, организацией хозяйственной деятельности на уровне государства, региона, предприятия, распространенностью экологически ориентированных методов управления (экологического менеджмента). Под экологическим менеджментом понимаются методы управления, в обязательном порядке учитывающие при принятии решений возможные изменения качества окружающей среды. Применение этих методов в последнее время имеет приоритетное значение.

Международной организацией стандартизации (ISO) проведена работа по созданию комплекса международных стандартов ISO 14 000 по направлению «Экологическое Управление» («Управление качеством окружающей среды»). Стандарты этой серии разработаны по следующим направлениям.
1. Создание и обеспечение функционирования систем экологического управления (СЭУ) для предприятий разного профиля.
2. Экологическая маркировка продукции.
3. Экологический аудит и контроль в масштабе предприятия.
4. Экологическая сертификация. 
5. Выбор и определение показателей (индикаторов) алогичности для производственных объектов и окружающей среды 
6. Оценка воздействия на окружающую среду.
Наиболее общие экологические требования, предъявляемые к действующим предприятиям и иным хозяйственным объектам, изложены в статьях 29-37 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». В целом они объединяются в один институт экологической правоспособности хозяйствующего субъекта по поводу охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Основные элементы экологической правоспособности хозяйствующего субъекта:
1. экологическая паспортизация 
2. нормирование и лимитирование, 
3. внесение платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, 
4. экологический контроль, 
5. выпуск готовой продукции
6. размещение отходов.

 

2.Экологические требования по обеспечению экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности, предъявляемые к хозяйствующим субъектам, дифференцируются по стадиями хозяйственного процесса: доэксплуатационной, эксплуатационной и послеэксплуатационной.

Доэксплуатационная стадия включает в себя:
1. планирование – составление проектов планов, включающих перечень природоохранных мероприятий.
2. размещение объекта - определение конкретного месторасположения объекта в окружающей среде (выбор земельного участка, согласование порядка его изъятия, предоставление земельного участка для размещения объекта – отвод участка в натуре и выдача документов, осуществление контрольно-надзорной деятельности органами санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля и местных органов управления и самоуправления).
Размещение производственно-хозяйственных объектов происходит с учётом схем развития отраслей народного хозяйства и промышленности. Осуществляется прогноз показателей воздействия деятельности объекта хозяйствования на окружающую среду.
3. проектирование – на данной стадии проектные и изыскательские организации при разработке проектов должны руководствоваться разработанными нормативами предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ и вредных физических воздействий, строительными, санитарными нормами и правилами. 
Министерство природы утверждает перечень видов и объектов хозяйственной деятельности, для которых в обязательном порядке при проектировании проводится государственная экологическая экспертиза. При этом Заключение государственной экологической экспертизы является обязательным для исполнения заказчиком (инициатором планируемой хозяйственной и иной деятельности). При положительном заключении гос.экол.экспертизы открывается финансирование и начинается строительство объекта, а при отрицательном – заказчик должен доработать проектную документацию и предоставить её на повторную экспертизу.
4. строительство – на данной стадии необходимо выполнить запроектированную природоохранную часть проекта. Контроль за этим осуществляется посредством:
- авторского и технического надзора – проводимого проектной организацией
- государственного санитарного надзора – осуществляемого санитарно-эпидемиологическими органами и учреждениями Минздрава.
- государственного строительного надзора – органы Министерства архитектуры и строительства.
- государственный пожарный надзор – органы МЧС
- государственный экологический контроль – органы Минприроды.
Все виды контроля и надзора осуществляются за всеми субъектами хозяйственной деятельности не зависимо от форм собственности.
5. приемку его в эксплуатацию. Приемка объекта осуществляется государственной комиссией, с обязательным участием органов экологического контроля. По итогам работы комиссий составляется и подписывается акт Государственной приемки объекта. Акт считается действительным при наличии как минимум четырех подписей: директора законченного строительного объекта, трех представителей, экологического контроля, санитарно-эпидемиологического надзора, государственного пожарного надзора, при наличии перечисленных подписей открывается производственно-хозяйственная деятельность объекта. Пуск объекта без акта приемки рассматривается как экологическое правонарушение и в зависимости от наличия последствий применяются санкции административного или уголовного преследования.

Эксплуатационная стадия предусматривает важнейшие параметры экологической деятельности объекта:
1. разрешение на выброс, 
2. установление нормативов выбросов 
3. контроль за их выполнением.
Основным документом, который вмещает полную информацию обо всех аспектах, связанных с воздействием объекта на окружающую среду, и природоохранных мероприятиях, сейчас является экологический паспорт промышленного предприятия. Экологический паспорт пересматривается один раз в пять лет или при существенных изменениях технологических процессов и систем очистки на предприятии. Стандарт на экологический паспорт был утверждён 1 июля 1980 года. В экологическом паспорте содержится информация об утвержденных для этого предприятия нормативов ГТДВ и ПДС, размещения отходов, на основе которых предприятие платит экологический налог. В нём отражено:
- сведения об объёме и характере производства, технологии, природоохранительном оборудовании, расходах на сырьё и выпуск продукции
- информация об объёмах и видах потребляемых природных ресурсах и видах веществ, загрязняющих окружающую среду 
- сведения о разрешении на выброс (изъятие) природного ресурса, лимитах изъятия и нормативах выбросов по отдельным загрязнителям
- технология очистки и обезвреживания отходов, система технического контроля
- сведения о размещении отходов.

Послеэксплуатационная стадия характеризуется двумя направлениями
1. выпуском продукции (такой как паркетная доска в минске), которая должна быть экологически безопасной
2. размещением отходов.

 

3.Объектами Минобороны являются: войсковые части и соединения в местах и дислокации, базы хранения имущества и техники, аэродромы, арсеналы, полигоны, склады и предприятия, военные совхозы, лесничества, дома отдыха, госпитали, турбазы, а также предприятия и учреждения промышленности, выполняющие оборонные функции. 
Многообразие хозяйственной деятельности Военно-промышленного комплекса бывшего СССР и суверенной РБ на военных объектах обусловило создание многочисленных экологических проблем для Беларуси. 
Оборонные объекты, принадлежащие Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Государственному комитету пограничных войск и другим воинским формированиям, являются существенными загрязнителями природных компонентов - земли, воздуха, воды и биологической среды. На занимаемых ими территориях происходит уплотнение и загрязнение почвы, изменяется состав поверхностных и подземных вод, воздушного бассейна и биологической среды. В местах дислокации воинских формирований возможно накопление токсичных, строительных и бытовых отходов, неочищенных сточных вод. При проведении различных испытаний, учений, стрельб, эксплуатации вооружения и военной техники возникает вредное шумовое воздействие, создается электромагнитное излучение. 
Механизация воинских формирований, оснащение их современным вооружением и военной техникой обусловливают нарастание нагрузок на окружающую среду, как в пределах оборонных объектов, так и за их пределами.

Основные направления охраны окружающей среды на объектах Минобороны: 
• Охрана окружающей среды непосредственно в местах постоянной дислокации войск и других военных объектов
• Охрана окружающей среды вне пределов оборонных объектов в связи с проведением учений, обучением войск на военных полигонах и др.
Требования, предъявляемые Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» к размещению, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, а также другие требования в области охраны окружающей среды в полной мере относятся к военным и оборонным объектам, расположенным на территории Республики Беларусь.
Особые экологические требования предъявляются к объектам Министерства обороны, где может находиться (храниться) химическое оружие, поскольку несоблюдение экологических требований при хранении, транспортировке или захоронении химических веществ может весьма пагубно отразиться на экологии республики и еще более усугубить ситуацию.
Контроль за охраной окружающей природной среды в вооруженных силах РБ осуществляют контрольные органы в соответствии с Законом РБ «Об охране окружающей среды» в пределах своей компетенции. А также при Министерстве обороны создана Главная военная инспекция Вооруженных Сил.

На главную военную инспекцию при Министерстве обороны в области безопасности и экологии возложены следующие функции:
- проверка сохранности и использования материально-технической базы;
- вооружения и материальных средств;
- подъемных сооружений и оборудования;
- газового хозяйства;
- вывоза (вывода) вооружения, военной техники и имущества за пределы республики;
- состояние пожарной безопасности;
- охраны окружающей среды.
Передача военных объектов в народно-хозяйственное использование должна сопровождаться экологической оценкой почвенного покрова и в дальнейшем мониторинга их состояния. Следовательно, не все бывшие военные объекты могут использоваться.

 

4.Транспортная деятельность - это совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, речным и другими видами транспорта или комбинацией этих видов транспорта, а также транспортно-экспедиционная деятельность и другие, связанные с перевозкой транспортные работы и услуги, выполняемые на договорной основе или других законных основаниях.

Объектами транспортной деятельности являются транспортные средства и коммуникации, территории транспортной деятельности, системы управления движением, сооружения и иное имущество, используемое для осуществления транспортной деятельности.
В соответствии со статьей 34 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие проектирование, производство, эксплуатацию и обслуживание автомобилей, самолетов, судов и иных подвижных средств, установок и производств, обязаны разрабатывать и осуществлять меры по снижению токсичности, дымности, а также обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в выбросах (сбросах) транспортных средств, переходу на менее токсичные виды энергии и топлива, соблюдению режима эксплуатации транспортных средств и другие меры, направленные на предотвращение и уменьшение выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. 
В целях обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения действующим законодательством предусматриваются меры по проведению государственной санитарно-гигиенической экспертизы проектов схем размещения и строительства объектов транспорта (статья 10 Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения»), соблюдению требований действующих санитарных правил при эксплуатации транспортных средств (статья 23 указанного Закона).

Субъекты транспортной деятельности обязаны:
• получать специальное разрешение (лицензию) на ее осуществление в целях обеспечения безопасности транспортной деятельности, 
• соблюдать экологические и санитарно-гигиенические нормы при осуществлении транспортной деятельности, 
• обеспечивать особые условия перевозки опасных (взрыво- и огнеопасных, химических, ядовитых, радиоактивных и т. п.) грузов. 
Производители транспортных работ и услуг обязаны использовать территории – природные объекты (земельные и водные участки, зоны воздушного пространства), в пределах которых осуществляется транспортная деятельность, в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления, осуществлять природоохранные и другие меры, исключающие ухудшение экологической обстановки на этих территориях.
Природные объекты (участки земли, рек, иных водоемов, зоны воздушного пространства), на которых осуществляется транспортная деятельность, по решению соответствующих республиканских органов государственного управления могут быть отнесены к зонам повышенной опасности с установлением особого режима производства работ и услуг и пребывания в них.
Связь является одной из основных частей хозяйственной и социальной инфраструктуры Республики Беларусь и предназначена для удовлетворения нужд государственных органов, юридических и физических лиц в услугах электрической и почтовой связи.
Сеть электрической связи - это комплекс технических средств, обеспечивающих передачу и прием сигналов, отражающих звуки, изображения, письменный текст, знаки и сообщения любого рода, по проводной, оптической радиосистеме или иным электромагнитным системам.
Субъектам хозяйствования, осуществляющим свою деятельность в области связи, земельные участки предоставляются в порядке и на условиях, определенных Кодексом Республики Беларусь о земле и иным законодательством в размерах, необходимых для осуществления их деятельности. В соответствии с указанным Кодексом (статья 29) для строительства объектов связи предоставляются земли несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства, либо сельскохозяйственные земли худшего качества. Линии связи проводятся главным образом вдоль границ полей севооборотов, дорог, существующих трасс и т.п. Субъекты хозяйствования имеют право прокладывать коммуникации связи через мосты, туннели, улицы, сооружения, коллекторы, запретные зоны и леса. При этом они обязаны соблюдать требования экологической безопасности и не допускать нанесения ущерба окружающей среде.
Важное место в системе связи отводится радиочастотному ресурсу. Согласно Закону Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О связи»1 радиочастотный ресурс представляет собой ограниченные природные ресурсы, управление использованием которых является исключительным правом государства. Радиочастотный ресурс - это часть радиочастотного спектра, пригодная для передачи и (или) приема электромагнитной энергии. Поскольку радиоэлектронные средства связи являются источником электромагнитного излучения, они подлежат регистрации и сертификации.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии