БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Экологическое право » ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ

Автор: Maxvel 8-11-2010, 20:29

ТЕМА 10. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ
1. Понятие и содержание правовой охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населённых пунктов.
2. Правовые меры по охране окружающей среды населённых пунктов.
3. Правовая охрана зелёной растительности в городах и зелёных зонах городов.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1.Населенный пункт - это компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного проживания граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы.
К числу населенных пунктов согласно статье 4 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» относятся : 
1. Города:
• город Минск — столица Республики Беларусь;
• города областного подчинения;
• города районного подчинения.
2. поселки городского типа:
• городские поселки — населенные пункты с численностью населения свыше 2 тыс. человек, имеющие промышленные и коммунальные предприятия, социально-культурные учреждения, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
• курортные поселки — населенные пункты с численностью населения не менее 2 тыс. человек, на территории которых находятся санатории, дома отдыха, пансионаты, другие оздоровительные учреждения, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, культурно-просветительские учреждения;
• рабочие поселки — населенные пункты с численностью населения не менее 500 человек, расположенные при промышленных предприятиях, электростанциях, стройках, железнодорожных станциях и других объектах.
3. сельские населенные пункты (деревни, поселки и др.)
Земельные участки, предоставленные для развития городов, поселков городского типа, сельских и других населенных пунктов, относятся к категории земель населенных пунктов. 
Основное целевое назначение земель населенных пунктов заключается в том, что они служат территориальным операционным базисом для размещения жилых, производственных, социально-культурных зданий, сооружений и объектов, предназначенных для удовлетворения потребностей населения. В этой связи ценность земель населенных пунктов заключается не столько в уровне плодородия, сколько в месторасположении территорий, их удаленности от крупных промышленных и культурных центров, рельефа местности, фунтов основания, возможности просадки фунтов, обеспеченности коммуникациями и т.п.

В состав земель населенных пунктов входят:
• земли застройки - состоят из земель, застроенных и подлежащих застройке жилыми, культурно-бытовыми, промышленными, административными и иными строениями и сооружениями.
• земли общего пользования - состоят из земельных участков, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, проезды, дороги, набережные и т.д.), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, бульвары, скверы и т.д.), кладбищ и других участков, предназначенных для культурно-бытовых нужд.
• земли сельскохозяйственного назначения - относятся земли, предоставленные или предоставляемые юридическим лицам для ведения товарного сельского хозяйства, а также гражданам для огородничества, выпаса скота и сенокошения.
• земли, занятые лесами- служат целям улучшения состояния окружающей среды, организации отдыха, удовлетворения культурно-эстетических потребностей населения, защиты территории от водной и ветровой эрозии.
• земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения - все земли, находящиеся в пределах границ, установленных для этих пунктов в порядке землеустройства
Все земли городов, иных населенных пунктов должны использоваться в строгом соответствии с их генеральными планами и планами землеустройства территории этих населенных пунктов.
Являясь средоточием основных промышленных и транспортных загрязнителей, города становятся самыми загрязненными участками государственной территории. В большинстве городских поселений систематически фиксируются превышения допустимых концентраций вредных веществ в атмосфере и воде, поэтому территории городов и иных населенных пунктов имеют более высокие требования к охране окружающей среды. Из-за большой скученности населения эти требования носят прежде всего санитарно-эпидемическую направленность осуществляемых мер при проектировании, строительстве и реконструкции населенных пунктов. При этом промышленные предприятия, транспортные коммуникации, средства связи и т.п. должны купить саженцы яблонь в Минске и размещаться таким образом, чтобы исключать влияние неблагоприятных факторов на человека и окружающую среду. В ходе проектирования, строительства и развития поселений должны предусматриваться мероприятия по обеспечению санитарной очистки, обезвреживанию, утилизации отходов, складированию, экологически безопасному удалению и переработке коммунально-бытовых отходов. Кроме того, вокруг крупных городов и промышленных центров должны предусматриваться размещение и посадки зеленых и защитных зон с ограниченным режимом природопользования, обеспечивающих средообразуюшие, средозащитные, санитарно-гигиенические, рекреационные и иные функции
Под градостроительством понимается деятельность по пространственному расселению населения, развитию городов и других поселений, созданию условий для их территориального устройства, здоровой и безопасной среды обитания людей. 
Наиболее важное место в аспекте непосредственного влияния на состояние охраны окружающей среды занимает генеральный план городов и иных населенных пунктов. Принцип зональности означает подразделение всей территории города, входящей в планируемое пространство, на четыре блока — промышленный, жилой, культурно-бытовой, рекреационный. Требования экологической безопасности предполагают учет градостроительных нормативов на размещение дорог, жилых и административных зданий, зон отдыха, санитарных нормативов предельно допустимых концентраций и выбросов, сбросов вредных веществ, на размещение санитарно-защитных зон, складирования отходов и т. п.
На основе генеральных планов городов и иных населенных пунктов разрабатываются проекты детальной планировки населенного пункта и его отдельных частей. Законодательство обязывает, чтобы планировка и застройка населенных пунктов предусматривала создание наиболее благоприятных условий для жизни, отдыха и здоровья населения. Комплексное благоустройство городов должно быть подчинено одной задаче - предупреждению и ликвидации вредного и опасного влияния факторов окружающей среды на условия жизнедеятельности человека.

 

3.Особое место занимают земли пригородных и зеленых зон. Они находятся за пределами городской черты и являются резервом для расширения территории города, местом размещения и строительства необходимых сооружений, связанных с благоустройством и нормальным функционированием городского хозяйства. Занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции и являющиеся местом отдыха населения, эти земли выделяются соответственно в пригородную и зеленую зоны города.
Предоставление земельных участков для размещения в населенных пунктах объектов жилищного и промышленного строительства, утверждение проектной и сметной документации, строительство и ввод объектов в эксплуатацию производится только при наличии положительного заключения органов экологического и санитарно-эпидемиологического контроля и надзора.

Согласно статье 27 Закона Республики Беларусь «Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь» к видам нарушений законодательства об архитектурной и градостроительной деятельности относятся:
• несоблюдение режима функционального использования территорий, в том числе зон особого государственного регулирования;
• подписание документов, содержащих сведения, несоответствующие фактическому состоянию и качеству строительно-монтажных работ, строительных материалов, изделий и конструкций;
• невыполнение предписаний органов государственного управления архитектурной и градостроительной деятельностью, органов государственного строительного надзора;
• неудовлетворительное содержание строительных площадок;
• нарушение обязательных требований нормативной документации;
• несоблюдение проектных решений утвержденной проектной документации;
• нарушение правил приемки и эксплуатации законченных строительством зданий и сооружений.
Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства об архитектурной и градостроительной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь (статья 28 указанного Закона). Ущерб, причиненный нарушением архитектурного и градостроительного законодательства, подлежит возмещению виновными лицами в полном объеме и в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь. За нарушение законодательства об архитектурной и градостроительной деятельности (нарушение обязательных требований нормативной документации; несоблюдение проектных решений утвержденной проектной документации; нарушение правил приемки и эксплуатации законченных строительством зданий и сооружений) к субъектам хозяйствования применяются экономические санкции, размер и порядок применения которых устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрены меры административной ответственности за нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов. Так, в соответствии со статьей 143 КоАП самовольное переоборудование, перекрашивание балконов, лоджий и других архитектурных и конструктивных элементов фасадов жилых домов государственного и общественного жилого фонда, домов жилищно-строительных кооперативов, а также культурно-бытовых, общественных, административных, производственных зданий и сооружений, изменение элементов их наружного благоустройства, а равно неприятие мер по поддержанию жилых домов, иных зданий и сооружений в надлежащем состоянии влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до трех минимальных заработных плат и предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц до пяти минимальных заработных плат.
Нарушение правил содержания в чистоте улиц и придомовых территорий, очистки крыш, улиц и тротуаров от снега влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до одной минимальной заработной платы и предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц до трех минимальных заработных плат.
В соответствии со статьей 143' КоАП Республики Беларусь действия, связанные с предоставлением и изъятием земельных участков, произведенные без разработки и утверждения соответствующей градостроительной документации, влекут наложение штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных заработных плат. Те же действия, совершенные повторно в течение года после применения мер административного взыскания, влекут наложение штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных заработных плат.

Эксплуатация оборудования, установок, цехов, производств, в целом предприятия, расположенных в пределах населенных пунктов, может быть приостановлена в соответствии с Положением, утвержденным Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды 22 марта 1995 г., при нарушениях установленных норм и правил охраны атмосферного воздуха. Основанием для принятия такого решения могут быть:
• осуществление выброса загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения на выброс от органов Минприроды;
• превышение норм предельно допустимых выбросов (ПДК) или величин временно согласованных выбросов (ВСВ) в 1,5 раза и более, для отдельных источников или
предприятия в целом, выявленное расчетным или инструментальным путем;
• необеспечение выполнения в полном объеме мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий при условии повышения уровней загрязнения атмосферы необеспечение разработки и осуществления мероприятий по предотвращению залповых выбросов, создающих высокие и экстремально высокие уровни загрязнения атмосферы;
• невыполнение мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ и достижению ПДВ (ВСВ);
• наличие источников, а также выбросов веществ, для которых не установлены ПДВ (ВСВ);
•аварийные выбросы, создающие экстремально высокие уровни загрязнения атмосферного воздуха.
В целях обеспечения надлежащей охраны и рационального использования земель, соблюдения правил благоустройства и содержания населенных пунктов Указом ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 17 января 2006 г. N 31 «ОБ УСИЛЕНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ, ПРАВИЛ БЛАГОУСТРОЙСТВА И СОДЕРЖАНИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ»

Установлена административная ответственность физических лиц, экономическую ответственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за:
1.1. самовольное занятие земельного участка - штрафа на физических лиц в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуальных предпринимателей - от двадцати до ста базовых величин, на юридических лиц - от пятидесяти до трехсот базовых величин;
1.2. нецелевое использование предоставленного земельного участка - штрафа на физических лиц в размере от двух до десяти базовых величин, на индивидуальных предпринимателей - от пяти до двадцати пяти базовых величин, на юридических лиц - от двадцати до ста базовых величин;
1.3. проведение без соответствующего разрешения раскопок улиц, площадей, дворов, других земель общего пользования, отсутствие ограждений или ненадлежащее содержание мест проведения раскопок, а равно непринятие мер по приведению в порядок мест раскопок в установленные сроки - штрафа на физических лиц в размере от пяти до десяти базовых величин, на индивидуальных предпринимателей - от десяти до тридцати базовых величин, на юридических лиц - от двадцати до ста базовых величин;
1.4. загромождение улиц, площадей, дворов, других земель общего пользования строительными материалами и другими предметами - штрафа на физических лиц в размере от трех до пяти базовых величин, на индивидуальных предпринимателей - от пяти до десяти базовых величин, на юридических лиц - от десяти до двадцати базовых величин;
1.5. незаконное уничтожение или повреждение деревьев, кустарников, цветников, газонов, расположенных на землях населенных пунктов, - штрафа на физических лиц в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуальных предпринимателей - от десяти до двухсот базовых величин, на юридических лиц - от двадцати до трехсот базовых величин;
1.6. нарушение других правил благоустройства и содержания населенных пунктов - штрафа на физических лиц в размере от пяти до двадцати пяти базовых величин, на индивидуальных предпринимателей - от десяти до пятидесяти базовых величин, на юридических лиц - от двадцати до ста базовых величин;
1.7. уничтожение плодородного слоя почвы, либо невыполнение правил рекультивации земель, либо загрязнение земель химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами, либо иное незаконное повреждение земель - наложение штрафа на физических лиц в размере от трех до тридцати базовых величин, на индивидуальных предпринимателей - от тридцати до ста базовых величин, на юридических лиц - от пятидесяти до пятисот базовых величин.
2. Предоставить право:
2.1. составлять протоколы (акты) о правонарушениях, предусмотренных:
подпунктами 1.1 - 1.7 пункта 1 настоящего Указа, - уполномоченным должностным лицам Комитета государственного контроля;
подпунктами 1.1 и 1.2 пункта 1 настоящего Указа, - также уполномоченным должностным лицам Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь и областных, Минской городской землеустроительных и геодезических служб;
подпунктами 1.3 - 1.6 пункта 1 этого Указа, - также уполномоченным должностным лицам местных исполнительных и распорядительных органов, органов внутренних дел и Министерства жилищно-коммунального хозяйства;
подпунктами 1.5 и 1.7 пункта 1 настоящего Указа, - также уполномоченным должностным лицам органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды;
подпунктом 1.6 пункта 1 данного Указа, - также уполномоченным должностным лицам органов государственного санитарного надзора;
Рассматривать дела о правонарушениях, имеют право- Комитет государственного контроля по протоколам (актам), составленным уполномоченными должностными лицами данного Комитета; подпунктами 1.1 и 1.7 пункта 1 настоящего Указа, - также районным (городским) судам (судьям), хозяйственным судам; подпунктом 1.2 пункта 1 этого Указа, - также Комитету по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь и областным, Минской городской землеустроительным и геодезическим службам по протоколам (актам), составленным уполномоченными должностными лицами данных Комитета и служб; подпунктами 1.3 - 1.6 пункта 1 настоящего Указа, - также сельским, поселковым исполнительным комитетам, административным комиссиям при сельских, поселковых, районных, городских исполнительных комитетах и местных администрациях; подпунктом 1.5 пункта 1 настоящего Указа, - также органам Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по протоколам (актам), составленным уполномоченными должностными лицами данного Министерства; подпунктом 1.6 пункта 1 этого Указа, - также органам государственного санитарного надзора по протоколам (актам), составленным уполномоченными должностными лицами данных органов.
Настоящий Указ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и действует до вступления в силу Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года.





Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии