БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Экологическое право » ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА И ОЗОНОВОГО СЛОЯ

ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА И ОЗОНОВОГО СЛОЯ

Автор: Maxvel 8-11-2010, 20:40

ТЕМА 15. ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА И ОЗОНОВОГО СЛОЯ
1. Атмосферный воздух как объект экологических отношений. 
2. Правовые меры охраны атмосферного воздуха.
3. Правовое регулирование охраны озонового слоя.
4. Государственное управление и контроль за охраной атмосферного воздуха и озонового слоя. 
5. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании атмосферного воздуха и озонового слоя.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1.Объектом регулирования в рамках права окружающей среды является не воздух вообще, а атмосферный воздух. К атмосферному воздуху не относится также воздух, находящийся в компрессорах, баллонах и т.п. Отношения по поводу воздуха помещений и находящегося в емкостях регулируются санитарным, в том числе гражданским, жилищным законодательством. Критерием разграничения атмосферного воздуха и иного воздуха служит естественная связь первого с природной средой.
Как самостоятельный объект охраны атмосферный воздух был впервые определен в Законе БССР от 21 декабря 1961 г. «Об охране природы в Белорусской ССР». В настоящее время правовые и организационные основы норм хозяйственной и иной деятельности в области использования и охраны атмосферного воздуха регулируются Законом Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» от 15 апреля 1997 г. и иными нормативными актами.
Данные акты направлены на сохранение и улучшение качества атмосферного воздуха, его восстановление для обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности человека, а также предотвращения вредного воздействия на окружающую среду. 
Особенностью правового режима атмосферного воздуха является то, что в силу физических свойств он не может быть объектом права собственности, поскольку к нему не применимы традиционные правомочия собственника. Он не может быть индивидуализирован для того, чтобы стать объектом права собственности.
Не являясь собственником атмосферного воздуха, находящегося в конкретный момент над территорией государства, оно имеет на него суверенные права. Эти права вытекают из принадлежности государству его естественной природной среды. Любое государство в пределах своего воздушного пространства пользуется всеми правами территориального верховенства, государственного суверенитета, исключительным правом на использование атмосферы. 
В физическом смысле атмосферный воздух - это определенная смесь газов, имеющая значение для поддержания жизни на Земле.
Атмосферный воздух - это охраняемый законом природный объект, представляющий собой воздушную (газовую) оболочку планеты и выполняющий экологическую, экономическую и социальную функции.
По сравнению с другими природными объектами как земля, недра, воды, животный мир, предмет правового регулирования включает и регулирование использования и охраны, то регулирование использования атмосферного воздуха может быть осуществлено лишь в самой малой степени. 
В качестве необходимого компонента производственных технологических процессов атмосферный воздух широко используется в промышленности, строительстве и других отраслях экономики как источник сырья (для получения кислорода, азота и т.д.), как вспомогательный материал (окислитель, сжатый воздух, охладитель).

Выделяют следующие сферы использования атмосферного воздуха:
• как природного сырья;
• для производственных нужд;
• для выбросов загрязняющих веществ в качестве естественного резервуара;
• при осуществлении деятельности, связанной с искусственным изменением природной среды (влияние на погоду, климат и т.д.);
• как пространственную среду для воздушного транспорта.

Атмосферное загрязнение - наличие в воздухе газов, паров, твердых частиц, аэрозолей, звуковых колебаний, излучений, избытка или недостатка тепла, которые неблагоприятно влияют на живые организмы, материалы, здания и сооружения.
Из всего многообразия существующих вредных веществ для воздуха нормировано около 600. Они имеют утвержденную ПДК (предельно допустимую концентрацию). В результате антропогенного загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных городах возникла проблема смога.
Смог (токсический туман) - это опасное атмосферное явление, возникающее при неблагоприятных метеорологических условиях и характеризующееся высокими концентрациями вредных веществ в приземном слое воздуха и низкой видимостью атмосферы.

Существует три типа смогов:
• восстановительный, или смог лондонского типа - это атмосферное явление, характерное для крупных промышленных центров и представляющее собой смесь дыма, сажи, оксида серы (IV) и оксида азота (IV) на фоне неблагоприятных метеорологических условий. Обычно этот смог достигает максимального уровня рано утром при температуре около О "С и высокой влажности. Он раздражающе действуют на дыхательные пути. В 1952 и 1962 гг. такой смог стал причиной смерти нескольких тысяч человек в Лондоне.
• окислительный, или фотохимический - характерен для южных промышленных и крупных административных городов с высокой интенсивностью ультрафиолетовой радиации Солнца.
• смог ледяного типа - опасное атмосферное явление, возникающее в северных широтах при неблагоприятных метеорологических условиях под воздействием мелкодисперсной пыли, оксидов серы и азота, высокой влажности и низкой температуры. В данном случае эффект воздействия на органы дыхания человека аэрозолей кислот усиливается механическим действием мелких кристалликов льда.
Вредность действия веществ, помимо их химической природы, зависит от того, насколько легко они проникают и накапливаются в организме человека, животных, растений. Более опасны легколетучие и растворимые формы соединений и мелкодисперсная пыль.

Основными направлениями государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются (ст. 14 закона «Об охране атмосферного воздуха»):
• формирование и проведение на территории Республики Беларусь единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха;
• принятие законов и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь в области охраны атмосферного воздуха и обеспечение их соблюдения;
• разработка, принятие и обеспечение реализации целевых и научно-технических программ, планирование других мероприятий по охране атмосферного воздуха, организация их финансирования и материально-технического обеспечения;
• установление для субъектов хозяйствования Республики Беларусь ограничений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с международными обязательствами;
• определение порядка государственного учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и использования атмосферного воздуха на производственные нужды;
• определение порядка разработки и утверждения предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
• осуществление мероприятий по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, представляющего угрозу для здоровья людей на территории Республики Беларусь.

Действующим законодательством регламентируются все виды деятельности, сопровождаемой вредным воздействием на атмосферу, включая:
• размещение, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, совершенствование существующих и внедрение новых технологических процессов и оборудования и их эксплуатацию;
• проектирование, производство и эксплуатацию автомобилей, самолетов, судов, других передвижных средств и установок;
• размещение и развитие городов и других населенных пунктов;
• применение средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, применение которых разрешается в народном хозяйстве;
• добычу полезных ископаемых, взрывные работы, размещение и эксплуатацию терриконов, отвалов и свалок.
В законодательстве предусматривается ряд запретительных мер, связанных с охраной атмосферного воздуха. В частности:
• не допускается производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств и установок, в выбросах которых содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы;
• не допускается размещение в жилых домах производств промышленного характера, а также оборудования, являющегося источником повышенного шума и вибрации;
• запрещается ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха.

 

2.Под правовой охраной атмосферного воздуха понимается совокупность организационных, экономических, технических, правовых и иных мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения атмосферного воздуха, осуществляемых государственными органами, юридическими и физическими лицами.
Законодательство об охране атмосферного воздуха конкретизирует эти общие направления правовой охраны, считая первостепенным предупреждение и устранение вредных воздействий на атмосферу в целях охраны здоровья человека, растительного и животного мира, окружающей среды.

Правовые меры по охране атмосферного воздуха:
1. Нормирование качества атмосферного воздуха.
Нормативы качества атмосферного воздуха, а также методы их определения утверждаются органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха (Минприроды), и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных правил и стандартов. При нарушении нормативов качества атмосферного воздуха деятельность субъектов хозяйствования, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» может быть ограничена, приостановлена или прекращена по предписанию органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха.
Для этого, согласно ст.20 Закона «Об охране атмосферного воздуха», с целью достижения и сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха установлены:
• нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (ориентировочно безопасных уровней воздействия) и уровней вредных физических и иных воздействий на него; ПДК
Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и уровней вредных физических воздействий на атмосферный воздух являются едиными для всей территории Республики Беларусь и утверждаются Минздравом республики. Более строгие нормативы ПДК загрязняющих веществ могут быть установлены для отдельных районов с неблагоприятной экологической обстановкой. Более строгие нормативы уровней вредных физических воздействий могут быть установлены для особо охраняемых территорий и других объектов, требующих специальных мер охраны.
• нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ
в атмосферный воздух и вредных физических и иных воздействий на него; ПДВ
Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов. Данные нормативы устанавливаются на уровне, при котором выбросы загрязняющих веществ и вредные физические и иные воздействия от конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспективы его развития не приведут к превышению нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и предельно допустимых уровней вредных физических и иных воздействий на него. Указанные нормативы, методы их определения и виды источников, для которых они разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие органами Минприроды в пределах их полномочий.
• нормативы предельных объемов образования загрязняющих веществ
при эксплуатации технологического и другого оборудования, сооружений и объектов;
Для различных технологических процессов, технологического и другого оборудования, сооружений и объектов в зависимости от времени разработки и ввода в действие технологий и оборудования, наличия научных и технических разработок, экономической целесообразности устанавливаются нормативы предельных объемов образования загрязняющих веществ при их эксплуатации. Указанные нормативы разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями и утверждаются Минприроды Республики Беларусь.
• нормативы потребления атмосферного воздуха для производственных нужд;
Нормативы потребления атмосферного воздуха для производственных нужд устанавливаются в целях снижения на него вредного влияния. Указанные нормативы, порядок их разработки и утверждения определяются Советом Министров Республики Беларусь.
• нормативы содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий передвижных источников
на атмосферный воздух;
Для каждого типа передвижных источников, производимых и (или) эксплуатируемых на территории Республики Беларусь, устанавливаются нормативы содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий, разрабатываемые с учетом технических решений по снижению образующихся загрязняющих веществ, уменьшению вредных физических и иных воздействий на атмосферный воздух. Сроки, порядок разработки и утверждения этих нормативов устанавливаются Минприроды Республики Беларусь.
• нормативы удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Нормативы удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются для каждого технологического процесса в расчете на единицу его мощностных, энергетических и материальных характеристик продукции, полученной при данном технологическом процессе, с учетом воздействия этих выбросов на качество атмосферного воздуха. Разработку нормативов удельных выбросов, методов их определения и определение видов технологических процессов, к которым эти нормативы могут применяться, осуществляют разработчики технологических процессов. Указанные нормативы, методы их определения и виды технологических процессов, для которых они разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие Минприроды Республики Беларусь. Так, постановлением Минприроды от 31 октября 2000 г. № 15 утверждены Методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при использовании лакокрасочных материалов, при производстве готовых лекарственных форм, от неорганизованных источников технологических производств и др.
2. Государственный учет видов и количества загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух.
3. Создание системы учёта предприятий, оказывающих вредное влияние на состояние атмосферного воздуха.
Отнесение субъектов хозяйствования к объектам, оказывающим вредное воздействие на атмосферный воздух, производится в соответствии с критериями экологической опасности, разрабатываемыми органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха. Государственный учет таких объектов осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, а перечень объектов, которые представляют сведения о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по государственной статистической отчетности, определяется Минприроды.
Для включения предприятия-природопользователя в систему учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, разработки проектов планов по охране атмосферного воздуха и ведомственных проектов по установлению нормативов ПДВ, а также при инспекционных проверках предприятий необходимо четкое их деление на категории опасности в зависимости от массы и состава выбрасываемых веществ в атмосферу.
Предприятия считаются не оказывающими вредного влияния на атмосферный воздух, если ни один их источник выбросов не попадает в категорию опасных. Опасность источника определяется по утверждённым формулам. Для определения категории опасности предприятия (КОП) используются данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу. В материалах отчетов должна быть подробная расшифровка всех составляющих выбросов и не должно быть информации о суммарных выбросах вредных веществ в атмосферу от группы предприятий (например, в целом по объединениям, управлениям и т.д.).
Предприятия 1-й категории создают вокруг себя значительные зоны загрязнения, где наблюдаются концентрации, в десятки раз превышающие санитарно-гигиенические критерии чистоты атмосферного воздуха. Таких объектов насчитывается немного: в крупных промышленных центрах республики до 10, в районных центрах — не более 2. Однако на эти предприятия приходится 60—70% необходимого снижения выбросов с целью достижения ПДВ от общего снижения по городу, что должно быть в центре внимания служб контроля загрязнения атмосферного воздуха.
Предприятия 2-й категории опасности (в крупных го¬родах их бывает 15—20, в небольших — до 8) выбрасывают в атмосферу около 30—35% общих городских выбросов, где концентрация вредных веществ в несколько раз превышает предельно допустимые.
Одной из наиболее многочисленных групп предприятий, на долю которых приходится 10—15% необходимого снижения выбросов для достижения ПДК, являются предприятия 3-й категории опасности.
Самые мелкие предприятия с небольшими выбросами вредных веществ в атмосферу относятся к 4-й категории опасности. На них приходится 1—5% общих городских выбросов. Для таких предприятий можно устанавливать нормативы ПДВ на уровне фактических выбросов.
Для предприятий 1 и 2 категории опасности необходима разработка мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ.
4. Предъявление требований по охране атмосферного воздуха при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе объектов в эксплуатацию.
Так, согласно статье 27 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» проектирование, строительство, реконструкция городов и других населенных пунктов должны проводиться в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами по охране атмосферного воздуха. Выбор территорий и площадок для строительства городов, населенных пунктов и жилых объектов согласовывается с органом, осуществляющим государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха – Департаментом по гидрометеорологии. С целью охраны атмосферного воздуха на территориях населенных пунктов, в местах отдыха населения, при определении мест для размещения новых объектов и реконструкции действующих, являющихся источниками выбросов загрязняющих веществ и (или) неблагоприятного воздействия вредных физических и иных факторов, устанавливаются санитарно-защитные зоны.
Определение мест строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, проекты строительства и реконструкции этих объектов в обязательном порядке согласовываются с органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха, а также с другими органами государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Рассмотрение предложений по размещению на территории Республики Беларусь новых и реконструкции действующих предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности осуществляются в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых производственных и сельскохозяйственных комплексов, предприятий, сооружений и других объектов, должны предусматриваться улавливание, утилизация, обезвреживание вредных веществ и отходов или полное исключение выбросов загрязняющих веществ, выполнение других требований по охране атмосферного воздуха.
Субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны оснастить источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух сооружениями, оборудованием и аппаратурой для очистки этих выбросов, а также средствами контроля за количественным и качественным составом выбрасываемых загрязняющих веществ. Критерии, в соответствии с которыми определяются необходимость оснащения источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух сооружениями, оборудованием и аппаратурой для очистки этих выбросов, а также средствами контроля за количественным и качественным составом выбрасываемых загрязняющих веществ и сроки их оснащения, устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Запрещается ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, не соответствующих требованиям законодательства об охране атмосферного воздуха.
5. Соблюдение требований по охране атмосферного воздуха при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов. 
Субъекты хозяйствования Республики Беларусь, иностранные юридические и физические лица при эксплуатации технологического и другого оборудования, осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и оказывающего вредное физическое и иное воздействие на него, должны руководствоваться утвержденными нормами и правилами в области охраны атмосферного воздуха. До введения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ могут использоваться временно согласованные нормативы выбросов с одновременным утверждением плана снижения объемов выбросов до предусмотренных величин.
Нарушение установленных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических и иных воздействий на него, других условий и требований, предусмотренных законодательством Республики Беларусь в области охраны атмосферного воздуха, влечет за собой ограничение, приостановление, прекращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических и иных воздействий на него вплоть до приостановления, перепрофилирования или прекращения деятельности предприятий, учреждений и организаций.
Ограничение, прекращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических и иных воздействий на него, а также приостановление деятельности субъектов хозяйствования производятся на основании постановления (решения) органа, осуществляющего государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Перепрофилирование или прекращение деятельности субъектов хозяйствования по представлению органов, осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, производится на основании решений республиканских или местных органов государственного управления в пределах их полномочий.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут производиться только на основании разрешений, выдаваемых Минприроды или его территориальными органами в пределах их полномочий. Объемы этих выбросов определяются на основании нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В целях создания благоприятной среды обитания человека местные исполнительные и распорядительные органы могут ограничивать въезд передвижных источников в населенные пункты, места отдыха, туризма и другие специальные зоны.
6. Субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с использованием и вредным воздействием загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны разрабатывать и осуществлять мероприятия по предупреждению, снижению и устранению вредного воздействия на атмосферный воздух шума, вибрации, электромагнитных полей, радиации; 
В целях борьбы с производственными и другими шумами должны осуществляться:
• Внедрение малошумных технологических процессов
• Улучшение передвижных источников и способов их эксплуатации
• Размещение аэропортов и аэродромов на расстоянии, обеспечивающем экологическую безопасность населённых пунктов
• Проведение мероприятий по снижению бытовых шумов и др.
7. Поддерживать в исправном техническом состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и контроля за ними, а также осуществлять постоянный учет количества потребляемого атмосферного воздуха и состава загрязняющих атмосферный воздух веществ.
8. Наличие экономического механизма охраны атмосферного воздуха включает:
• планирование и финансирование мероприятий по охране атмосферного воздуха;
• установление лимитов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
• установление нормативов платы и размеров платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредные физические и иные воздействия;
• установление нормативов платы и размеров платежей за потребление атмосферного воздуха для производственных нужд;
• установление нормативов платы за превышение лимитов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
• предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, использовании нетрадиционных видов энергии и альтернативных видов топлива, осуществлении других эффективных мер по охране атмосферного воздуха;
• возмещение в установленном порядке ущерба, причиненного окружающей среде и здоровью людей вследствие нарушения требований настоящего Закона.
9. Осуществление мониторинга атмосферного воздуха
10. Осуществление государственного контроля за охраной атмосферного воздуха
11. Наличие ответственности в данной области.

 

3.Озоновый слой - слой атмосферного озона, расположенный в стратосфере, который поглощает биологически опасное ультрафиолетовое солнечное излучение.
Разрушители: хлор, фреон, реактивная авиация.
Охрана озонового слоя - система мер, осуществляемых государственными органами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по предотвращению разрушения озонового слоя и его восстановлению в целях защиты жизни и здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий, вызванных разрушением озонового слоя.
В целях выполнения условий международных договоров, ратифицированных Республикой Беларусь, органы государственного управления и другие органы исполнительной власти, субъекты хозяйствования должны сокращать, а в последующем полностью прекратить производство и использование химических веществ, иной продукции и отходов, вредно воздействующих на озоновый слой атмосферы, или производить замену на безвредные аналоги.
Перечень химических веществ, иной продукции и отходов, оказывающих вредное воздействие на озоновый слой атмосферы, утверждается Минприродой.

Значение озонового слоя:
• Поглощает ультрафиолетовое излучение
• Препятствует излишнему нагреванию земли
• Аккумулирует и преобразовывает энергию, вносимую в атмосферу волновым излучением Солнца. 
Основным НПА в данной области является Закон РБ от 12.11.2001 года. «Об охране озонового слоя». Основными задачами и направлениями государственного регулирования деятельности в области охраны озонового слоя являются:
• правовое, экономическое, организационное и техническое обеспечение выполнения Венской конвенции об охране озонового слоя от 22 марта 1985 года (далее - Венская конвенция), Монреальского протокола и других международных договоров Республики Беларусь об охране озонового слоя;
• уточнение перечней озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, в соответствии с изменениями, принимаемыми сторонами Монреальского протокола и ратифицированными Республикой Беларусь;
• введение ограничений и запретов на обращение с озоноразрушающими веществами;
• определение порядка обращения с озоноразрушающими веществами в Республике Беларусь;
• лицензирование в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
• организация финансирования и материально-технического обеспечения мероприятий по охране озонового слоя;
• обеспечение контроля за соблюдением государственными органами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства Республики Беларусь об охране озонового слоя;
• применение мер ответственности (санкций) за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране озонового слоя;
• осуществление международного сотрудничества в целях обмена информацией, разработки и реализации согласованных мероприятий, направленных на охрану озонового слоя.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при обращении с озоноразрушающими веществами обязаны:
1. сокращать потребление озоноразрушающих веществ и принимать необходимые меры к полному прекращению их потребления в соответствии с государственными целевыми программами и мероприятиями по охране озонового слоя;
2. соблюдать требования нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов по обращению с озоноразрушающими веществами;
3. разрабатывать и выполнять мероприятия по своевременному сбору озоноразрушающих веществ и их хранению в герметичной таре в целях рециклинга или обезвреживания;
4. по требованию уполномоченных должностных лиц государственных органов предъявлять для осуществления контроля имеющиеся в наличии озоноразрушающие вещества и продукцию, содержащую озоноразрушающие вещества, а также документацию по обращению с озоноразрушающими веществами;
5. не превышать установленные объемы потребления озоноразрушающих веществ;
6. вести учет потребления озоноразрушающих веществ и осуществлять отчетность по обращению с ними в соответствии с частью первой статьи 13 настоящего Закона;
7. осуществлять в соответствии с законодательством Республики Беларусь производственный контроль в области охраны озонового слоя;
8. обеспечивать выполнение требований в области охраны окружающей среды при обращении с озоноразрушающими веществами;
9. выполнять иные обязанности, установленные актами законодательства Республики Беларусь об охране озонового слоя.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, производящие, импортирующие и (или) экспортирующие озоноразрушающие вещества и (или) продукцию, содержащую озоноразрушающие вещества, обязаны наносить на продукцию надпись "Вредно для озона" и отчетливо маркировать аналогичной надписью упаковку, в которой хранятся либо перевозятся озоноразрушающие вещества или продукция, содержащая озоноразрушающие вещества, обеспечивать их безопасное хранение и транспортировку, а также указывать в товаросопроводительной документации наименование и количество озоноразрушающих веществ, включая вещества, содержащиеся в продукции.
Ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, допускаются только при наличии у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей разового разрешения на ввоз на территорию Республики Беларусь или вывоз за ее пределы озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи.
Порядок выдачи разовых разрешений на ввоз на территорию Республики Беларусь или вывоз за ее пределы озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, в том числе допускаемое для ввоза (вывоза) количество озоноразрушающих веществ или продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, а также лицензирование данного вида деятельности осуществляет и устанавливает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

 

4.Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха - это деятельность соответствующих государственных органов, направленная на обеспечение эффективной охраны и рационального использования атмосферного воздуха в целях обеспечения благоприятной для человека окружающей среды обитания, улучшения качества атмосферного воздуха на основе соблюдения режима законности в области его охраны.
В соответствии со статьей 13 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, гидрометеорологии, здравоохранения, внутренних дел и их органами на местах, а также местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.

Основными направлениями государственного управления являются:
• формирование и проведение на территории Республики Беларусь единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха;
• принятие законов и иных нормативно-правовых актов Республики Беларусь в области охраны атмосферного воздуха и обеспечение их соблюдения;
• разработка, принятие и обеспечение реализации целевых и научно-технических программ, планирование других мероприятий по охране атмосферного воздуха, организация их финансирования и материально-технического обеспечения;
• установление для субъектов хозяйствования Республики Беларусь ограничений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с международными обязательствами;
• определение порядка государственного учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и использования атмосферного воздуха на производственные нужды;
• определение порядка разработки и утверждения предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
• осуществление мероприятий по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, представляющего угрозу для здоровья людей на территории Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь:
1. разрабатывает и принимает меры по реализации государственной политики в области охраны атмосферного воздуха;
2. осуществляет меры по охране атмосферного воздуха и улучшению его состояния;
3. обеспечивает разработку и реализацию государственной и межгосударственной экологических программ в области охраны атмосферного воздуха;
4. устанавливает лимиты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
5. утверждает нормативы потребления атмосферного воздуха для производственных нужд;
6. определяет порядок учета, оценки, ведения государственного кадастра и мониторинга атмосферного воздуха;
7. определяет порядок проведения государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
8. принимает решения о приостановлении, прекращении или перепрофилировании деятельности субъектов хозяйствования, не обеспечивающих выполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха, и др.

Компетенция местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области охраны атмосферного воздуха:
1. разрабатывают и утверждают в пределах своих полномочий программы и мероприятия в области охраны атмосферного воздуха и осуществляют их реализацию;
2. участвуют в планировании мероприятий по охране атмосферного воздуха, организации их финансирования и материально-технического обеспечения;
3. организовывают взимание платежей за загрязнение атмосферного воздуха;
4. участвуют в осуществлении мероприятий по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, представляющего угрозу для здоровья людей.

Минприроды:
1. осуществляет комплексное управление, разработку единой научно-технической политики и государственных программ в области охраны атмосферного воздуха;
2. осуществляет государственный контроль за охраной атмосферного воздуха и проводит государственную экологическую экспертизу;
3. принимает участие в разработке и утверждении совместно с заинтересованными государственными органами нормативов качества атмосферного воздуха и стандартов;
4. разрабатывает и утверждает нормы, правила и положения в области охраны атмосферного воздуха, методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, размеров ущерба и суммы исков за сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха;
5. выдает и аннулирует разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
6. устанавливает обоснованные ограничения, а в необходимых случаях и запрет на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
7. предъявляет иски о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде в результате нарушения законода¬тельства, стандартов, норм и правил в области рационального использования и охраны атмосферного воздуха и др.

Департамент гидрометеорологии: 
1. организовывает и ведет мониторинг атмосферного воздуха;
2. осуществляет оценку и прогноз состояния атмосферного воздуха;
3. осуществляет обеспечение информацией о состоянии атмосферного воздуха, ведение государственного кадастра состояния атмосферного воздуха;
4. представляет информацию об экстремальном загрязнении атмосферного воздуха, в том числе для обеспечения аварийно-спасательных и восстановительных работ в районах промышленных аварий и других чрезвычайных ситуаций;
5. принимает участие в решении глобальных и региональных проблем (состояние озонового слоя, трансгранич¬ный перенос, изменение климата), выполнении международных договоров и конвенций в области охраны атмосферного воздуха.
Минздрав - организовывает и проводит мероприятия по оздоровлению условий жизнедеятельности человека и окружающей среды, обеспечивает организацию государственного санитарного надзора за выполнением санитарного законодательства, осуществляет социально-гигиенический мониторинг за качеством среды обитания и состоянием здоровья населения, а также обеспечивают надзор за соблюдением правил при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.
МВД и его структурные подразделения на местах, содействует органам охраны природы в охране окружающей среды, в том числе и атмосферного воздуха. 
Контроль за охраной и использованием атмосферного воздуха представляет собой деятельность компетентных государственных органов, субъектов хозяйствования, направленную на организацию предотвращения и снижения уровней вредного химического, физического, биологического и иного воздействия на атмосферный воздух в целях сохранения, улучшения и восстановления его состояния, а также соблюдения экологического законодательства в данной сфере правоотношений.
Государственный контроль в пределах своей компетенции осуществляют должностные лица республиканских органов государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, здравоохранения, внутренних дел и их территориальных органов.
Организация и проведение государственного контроля за охраной атмосферного воздуха возлагается на должностных лиц указанных органов.
Специализированная инспекция государственного контроля за охраной атмосферного воздуха Минприроды Республики Беларусь, областные и Минский городской комитеты, горрайинспекции в соответствии с задачами государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха в пределах их компетенции осуществляют контроль за:
• соблюдением юридическими и физическими лицами законодательства Республики Беларусь об охране атмосферного воздуха;
• соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и нормативов временно согласованных выбросов стационарными источниками зафязнения, а также выполнением планов снижения этих выбросов до установленных нормативов;
• содержанием загрязняющих веществ в отработанных газах передвижных источников и соблюдением требований действующих стандартов по токсичности и дымности отработанных газов передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха;
• выполнением мероприятий по охране атмосферного воздуха, разрабатываемых предприятиями, объединениями, учреждениями и организациями, в целях предотвращения и сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками;
• выполнением требований по охране атмосферного воздуха при транспортировке, хранении и применении средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, которые могут нанести вред окружающей среде;
• оснащенностью сооружениями, оборудованием и аппаратурой для очистки выбросов загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, а также приборами контроля источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и использованием выделяемых на эти цели средств и др.
Кроме того, Специализированная инспекция государственного контроля за охраной атмосферного воздуха Минприроды, областные и Минский городской комитеты, горрайинспекции:
• определяют места строительства и согласовывают проекты строительства и реконструкции предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, а также планы проведения мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и иных мероприятий по охране атмосферного воздуха;
• устанавливают обоснованные ограничения, а в необходимых случаях и запрет на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
• организуют проверки выполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха.
Ведомственный контроль за охраной атмосферного воздуха в соответствии со статьей 58 Закона «Об охране атмосферного воздуха» (за проектированием, строительством и эксплуатацией сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и снижения вредного физического л иного воздействия на него, а также за оснащением их приборами, необходимыми для постоянного наблюдения за эффективностью очистки, величиной выбросов и вредных физических и иных воздействий на атмосферный воздух) обязаны осуществлять республиканские органы государственного управления на подведомственных им субъектах хозяйствования. При осуществлении ведомственного контроля данные органы обязаны руководствоваться законодательством Республики Беларусь и нормативными актами, утверждаемыми органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха.
Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется субъектами хозяйствования и имеет своей задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране атмосферного воздуха и рациональному его использованию, соблюдению нормативов качества атмосферного воздуха, выполнения требований по его охране. Порядок организации производственного контроля за охраной атмосферного воздуха юридическими и физическими лицами устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
В качестве одной из организационно-правовых форм контроля за охраной и использованием атмосферного воздуха выступает учет вредных воздействий на атмосферный воздух и наблюдение за его охраной.
Государственному учету подлежат:
• хозяйственные и иные объекты, оказывающие вредное воздействие на атмосферный воздух;
• виды и количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух;
• виды и размеры вредных физических и иных воздействий на атмосферный воздух.

 

5.К нарушениям законодательства Республики Беларусь об охране атмосферного воздуха, норм и правил в этой области относятся:
1. превышение действующих на территории Республики Беларусь нормативов качества атмосферного воздуха, 
2. выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения республиканского органа государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды или его территориальных органов;
3. вредное физическое и иное воздействие на атмосферный воздух без разрешения органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха;
4. потребление атмосферного воздуха на производственные нужды без разрешения республиканского органа государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды или его территориальных органов;
5. нарушение правил эксплуатации и эксплуатация в неисправном состоянии сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
6. ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, не соответствующих требованиям законодательства об охране атмосферного воздуха;
7. производство, выпуск в эксплуатацию после ремонта и технического обслуживания и эксплуатация передвижных источников, у которых содержание загрязняющих веществ в отработанных газах и уровни вредных физических и иных воздействий на атмосферный воздух превышают установленные нормативы;
8. реализация топлива для передвижных источников, качество которого не соответствует требованиям технических регламентов;
9. внедрение открытий, изобретений, рационализаторских предложений, новых технических систем, веществ и материалов, не соответствующих установленным в Республике Беларусь требованиям по охране атмосферного воздуха;
10. нарушение правил складирования промышленных и бытовых отходов, транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнение атмосферного воздуха;
11. представление недостоверной информации об объемах выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических и иных воздействиях на него;
12. уклонение от платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или возмещения ущерба, причиненного здоровью человека и окружающей среде;
13. невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха.

Административная ответственность наступает за:
• Загрязнение атмосферы
• Ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха
• Нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование оборудования для очистки выбросов в атмосферу
• Выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах
• Эксплуатация автомототранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах
• Нарушение правил складирования промышленных и бытовых отходов, несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при сжигании указанных отходов

Уголовная ответственность наступает за загрязнение атмосферы.

Гражданско-правовая ответственность выражается в возмещении вреда, причиненного атмосферному воздуху неправомерными действиями виновных лиц. Предприятия, организации, учреждения и граждане обязаны возместить такой вред в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, независимо от привлечения их к административной либо уголовной ответственности. Должностные лица и другие работники, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы, связанные с возмещением вреда, несут материальную ответственность в порядке, предусмотренном законодательством о труде.
Меры экономического воздействия выражаются в уплате юридическими и физическими лицами, ведущими предпринимательскую деятельность, экологического налога в соответствии с Законом Республики Беларусь «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)». Налог состоит из платежей за пользование природными ресурсами и за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Их внесение не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха, а также мер по снижению его потребления для производственных нужд и возмещения ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха.





Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии