БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » История государства и права Беларуси » Общественно-политический строй Речи Посполитой в 17-18вв.

Общественно-политический строй Речи Посполитой в 17-18вв.

Общественно-политический строй Речи Посполитой в 17-18вв.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

Главная проблема – вопрос об определении государственного устройства и формы правления.

1 подход: Речь Посполитая – многонациональная конфедерация.

2 подход: Речь Посполитая – федерация.

Речь Посполитая считалась совместным государством «обоих народов» - польской и литвинской шляхты, она вела общую внешнюю политику, но не была унифицирована политическая система. Препятствием на пути унификации были статуты ВКЛ. Политически формально 2 государства объединяли монарх и сейм, которые были высшими органами в Речи Посполитой. Нормы статута 1588г. законодательно закрепили обособленность ВКЛ. Речь Посполитая состояла из 2 частей: короны и княжества. На правах совместного владения входила территория Инфлянд (Ливония). Вассальными государствами были Курляндия и Зингалия. С 1569г. к Польше присоединены Волынь, Подляшье, Подолье, Киевщина. Во время воин 16 века Польша потеряла Ливонию, Смоленщину и Черниговские земли, северную и левобережную Украину с Киевом в борьбе с Москвой.

Речь Посполитая – многонациональное государство, национально неоднородное. Поляки составляли 40% жителей, 10% из 8 млн. составляла шляхта.

 

Форма правления: сильно ограниченная монархия, этой позиции придерживается Довнар. Мазарчук считает, что это сословно-представительная монархия, Лойко, частично Вишневский, считают, что Речь Посполитая – шляхетская республика, где была установлена республиканская власть и институтом слабого монарха, который с 1573г. избирался. Сорокин занимает двойственную позицию: Речь Посполитая по форме правления является сословной республикой во главе с избранным королем, который разделял свою власть со шляхтой. Вишневский: с одной стороны сильно ограниченная монархия, с другой – король избирался и его функции были похожи на функции президента.

Государственное право оценивало форму правления как республику, и вся власть была у поветовых сеймов. Панская шляхетская республика без признаков демократизма.

 

Руководитель государства – польский король, он же князь русский, литовский, жамойтсткий, имел ограниченные полномочия, свободно избирался. Между шляхтой и каждым новым королем заключался совместный договор – пакт конвента, который обозначал обязанности новоизбранного короля. Правовое положение короля определялось Генриховыми артикулами – неизменный правовой акт, где определялся круг полномочий короля. Этот акт заменил действующие законы, в нем закрепляется право избрания короля за шляхтой.

Полномочия короля: решение о войне и мире, сборе ополчения монарх может принимать только с согласия сейма, не имел право выводить ополчение за границу, король был обязан созывать сейм не реже раз в 2 года, стоять на страже мира между подданными, при принятии важнейших решений советовался с сенаторами. Если монарх нарушит закон, подданные могут отказать ему в повиновении.

Несмотря на ограничения, монарх сохраняет некоторые полномочия: назначение центральных и земских чиновников, в том числе воевод и каштелян, которые вместе с ним составляли сенат, имел право созывать сейм, вносить законопроекты и выносить приговоры в высшей инстанции, но в основном на территории Польши (на территории ВКЛ существовала обособленная политическая система), законодательная, частично судебная власть, имел общий вальный сейм, состоящий из 2 палат: посольской избы и сената.

Сенат состоял из магнатов, представителей центральных и провинциальных администраций, верхов католической церкви, всего 140-150 сенаторов (27 от ВКЛ). Посольская изба считалась решающей частью сейма, но фактически ничего не решала.

Избирались депутаты от шляхты по 2 от каждого повета, всего 236 человек (48-50 от ВКЛ).

 

Вальный сейм – высший государственный орган.

Общие сеймы заседали в Варшаве, с 1673г. каждый третий проходил в Гродно. В нарушение Люблинского акта перед созывом вального сейма в Волковыске или Слониме созывался генеральный сеймик ВКЛ, на котором уточнялись инструкции послам, вырабатывался общий взгляд литовской шляхты на проблемы.

С середины 17 века шляхетская демократия перерождается в режим магнатской олигархии. Равновесие между шляхетским сословием и королевской властью нарушается. В выигрыше остались магнаты. По мере ограничения монархии растут функции сейма, который перестает эффективно работать, шляхта считала, что задачи сейма – не принимать новые законы, а обеспечить сохранение и выполнение ранее принятых норм, что выразилось в принципе «либерум вето», который стал рассматриваться как краеугольный камень шляхетской демократии. «Либерум вето» начало использоваться с 1652г. и по 1663г. 37 из 73 сеймов было сорвано. С середины 17 века роль сеймов в управлении государством уменьшается, все большее значение приобретают конфедерации, т.е. союзы и группировки магнатов и шляхты: обычные (шляхта одного воеводства) и генеральные. Руководящий орган конфедерации – вальная рада (тот же сейм), но решения на ней принимались большинством голосов.

1 место в сенате занимал Гнезенский архиепископ (примас католической церкви Речи Посполитой). В нем сидели бискупы, светские служебные люди. Старшие сенаторы сидели в креслах, остальные на лавках. Сейм избирал из сенаторов 28 человек в королевскую раду сроком на 2 года. Сенаторы – советчики короля, делились на 4 группы по 7 в каждой и работали по 6 месяцев, оказывали большое влияние на текущие дела в государстве. На протяжении 17 века государственный аппарат Речи Посполитой приходит в упадок, негодность. События Северной войны фактически превратили Речь Посполитую в объект постоянного вмешательства иностранных государств.

 

Основные черты общественного строя.

Во 2 половине 16-17вв. происходит  социально-сословная поляризация белорусского общества. Особенно возвышается шляхта. Исключительные права и свободы шляхты дают основания считать Речь Посполитую шляхетской нацией. С 1696г. шляхта ВКЛ окончательно была уравнена в правах с польской в отношении контроля над деятельностью высших служебных лиц. Дальнейшее усиление шляхты привело к общегосударственной  ее интеграции. Сословная интеграция шляхты приводила в общественной дезинтеграции. На белорусских землях шляхта заимствовала польские образцы общественного строя. Все больше полонизируется и воспринимают польский язык и католицизм. Можно сказать, что в Речи Посполитой формировалось новое, но не этническое социальное единство – польский народ шляхетский. Эта социальная группа объединялась едиными правами, религией и культурой, ополячивание элиты ВКЛ привело к усилению противостояния внутри ВКЛ. Белорусскому крестьянину и мещанину противостоял не только феодал-угнетатель, но и представитель чужой веры и культуры. Внутри шляхты со второй половины 17 века усиливается роль магнатов, привилегированное положение занимало духовенство, но статусы католического, православного, униатского и протестантского духовенства были разными. В сенате заседали только католики. Ограничивалась юрисдикция церкви, запрещалось завещание недвижимости церкви.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии