БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » История государства и права Беларуси » Общественно-политический строй и право Беларуси в составе Российской империи

Общественно-политический строй и право Беларуси в составе Российской империи

Общественно-политический строй и право Беларуси в составе Российской империи

 

1.  административно-территориальный раздел Беларуси. Проекты восстановления ВКЛ в 1811г.

2.  система управления белорусскими территориями

3.  особенности социального строя, судебной системы, права на белорусских землях в 1 половине 19 века

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1.Присоединение Беларуси к Российской империи привело к ослаблению религиозного, национального гнета, способствовало экономическому развитию, прекращению конфликтов между магнатами. В первые годы, учитывая тяжелое материальное положение, российское правительство на некоторое время снижает налоги, но на этих территориях укрепляются крепостнические порядки, Беларусь становится фондом, из которого награждали некоторых приближенных из царского дома. На должности назначались не местные чиновники, а лица из российских губерний. Значительные изменения произошли в административно-территориальном разделе Беларуси. Беларусь не получила автономии и никак не была выделена, не имела целостного политического статуса. Правительство пыталось искоренить древнее территориальное название. Статус белорусских земель определялся данными царским правительством полномочиями местных органов власти и управления, которые по своему объему и содержанию отличались от полномочий аналогичных органов в российских губерниях. Совокупность политико-правовых средств, которые обеспечивали интересы России в белорусских землях, пытались не поднимать вопрос о национальных особенностях и правах белорусов.

В 1772г. восточная часть Беларуси была включена в Могилевскую и Псковскую губернии. В 1793г. после 2 раздела из центральной части была создана Минская губерния. В 1795г. западную часть разделили на Виленскую, Гродненскую, Ковенскую губернии. Выделили из Ковенской Слонимскую губернию. После вступления Павла 1 на престол из Полоцкой и Могилевской губернии были объединены в Белорусскую, центр в Витебске (1796). В 1797г. Слонимская и Виленская объединены в Литовскую губернию.

Вопрос о придании этим территориям некоторой автономии возник перед отечественной войной 1812г. и носил тактический характер. Группа белорусских дворян во главе с сенатором М. Агинским подготовила проект восстановления ВКЛ как автономной части в составе Российской империи из Гродненской, Виленской, Витебской, Волынской, Киевской, Минской, Могилевской, Подольской губерний предлагалось создать ВКЛ под руководством специального императорского наместника. Для управления ВКЛ предлагалось создать в Петербурге литовскую канцелярию, а в Вильно – административный совет. Статут 1588г. признать основой гражданского законодательства ВКЛ. Все должности в ВКЛ должны занимать только местные уроженцы создать верховный трибунал, как высшую судебную инстанцию, польский язык – язык судопроизводства.

В начале 1812г. Александр 1 отказался от его осуществления. Административно-территориальный раздел постоянно менялся, окончательно в начале 19 века были ликвидированы белорусско-литовская губерния. Вся территория делилась на 5 губерний: Витебская, Могилевская, Минская, Виленская, Гродненская. В 1807г. к России отошел Белостокский округ. Такой раздел просуществовал до 1917г.

 

2.Росийская империя – централизованное государство, во главе которого стоял император, обладающий абсолютной властью, все его распоряжения должны были исполнятся всеми поданными. В 1802г. Александр 1 преобразовал коллегии в министерства. В 1810г. начинает действовать государственный совет как законный совещательный орган при царе, но при Николае 1 он теряет свое значение, главной опорой царя становится царская канцелярия. Высшей судебной инстанцией становится сенат.

Местные органы государственной власти в Беларуси строились по тому же принципу как и во всей империи, но имело некоторые существенные отличия. Вводились генерал-губернаторства: Белорусское, Виленское с 1834 по 1856гг., а затем 1862-1870гг. Минское генерал-губернаторство. Генерал-губернатор является наместником царя, возглавлял местную администрацию. Его правовое положение было неопределенным, т.к. в законе 1775г. «учреждение об управлении губернией» прописано, что он должен «строгое и точное взыскание чинить со всех ему подчиненных мест», отвечал только перед царем, при нем создавалась канцелярия с небольшим штатом чиновников. Главным служебным лицом в губернии был губернатор, назначался верховной властью из доверенных царя, подчинялся генерал-губернатору и министру внутренних дел, при нем создавалось губернское правление, как совещательный и исполнительный орган. Оно состояло из общего присутствия и канцелярии. В общее присутствие входил генерал-губернатор, губернатор, советник и асессоры. Заседания проходили формально, т.к. все важные дела решались лично генерал-губернатором через губернскую канцелярию, которая делилась на 4 отдела:

1 распространял законы, надзирал за их исполнением

2 руководил полицией

3 осуществлял надзор над судами

4 осуществлял связь с финансово-экономическими институтами

Финансовой деятельностью руководила казенная палата, ее возглавлял вице-губернатор, с 1845г. - председатель казенной палаты. Главная задача – сбор налогов, управление государственным имуществом, контроль над расходованием казенных денег. Кроме этого в губернии существовали другие органы управления – рекрутские управы. С 1837г. в губернии создаются палаты государственного имущества, которые должны были управлять государственными крестьянами. Губернское государственное управление проводилось в сочетании с деятельностью дворянских сословных учреждений (собраний), губернского предводителя дворянства, который входил в состав различных комиссий, комитетов.

Повет. Главный поветовый орган власти – нижний земский суд, его возглавлял земский исправник, но в отличии от России он не выбирался, а назначался сенатом с согласия министра внутренних дел. Выполнял административно-полицейские и судебные функции, в состав нижнеземского суда входили 23 заседателя, назначаемые от дворян. С 1837г. поветы стали делиться на станы, во главе их губернатор назначал дворян станового пристава, который подчинялся земскому исправнику и выполнял полицейские обязанности. Существовали следующие должности: поветовый казначей, врач и т.д. Для надзора за государственными крестьянами в 1837г. созданы специальные округи, которые делились на волости, где создавалось волостное управление. Руководство в городах осуществлялось органами полиции, которые действовали на основе устава благочиния 1782г. в каждом городе действовала управа благочиния, в которой заседали городничий, пристав уголовных и гражданских дел и 2 ратмана. Городничий назначался сенатом по представлению генерал-губернатора или губернатора. Сословно-выборные органы, которые назывались городские магистраты, были под контролем властей (губернаторов и чиновников) и не могли самостоятельно решать городские проблемы.

 

3.Социальное сословие: мероприятия царского правительства на присоединенных землях. Проводились исходя из формулировки Екатерины 2 «оторженное возвратих», что означало, что восточно-славянские земли возвращаются в состав Российской империи по опеку русской православной церкви. Были составлены воззвания, где обещалась свобода вероисповедания, подтверждение законных имущественных прав, других прав, вольность российских поданных (к присяге на верность приводились даже государственные крестьяне). Кто не желал присягать, тот уезжал за границу, при этом теряли имущество в пользу государства. В 1785г. в России были введены жалованная грамота к городам. Действие этих документов было распространено и на Беларусь. Вместе с тем часть шляхты попала под «разбор шляхты» - исключение из дворянского сословия при отсутствии документов на дворянство. Магнаты потеряли право избирать короля, содержать вооруженные силы. Дворянство могли опираться на сильную и стабильную русскую власть при управлении крестьянами, что привело к увеличению повинностей крестьян. Политика Екатерины определялась введением в крае русского законодательства, русского административного раздела, языка, но процесс этот происходил постепенно. Дворянам давались те же обещания, что и русским. Но Екатерина не успела осуществить свои планы, а Павел 1 и Александр 1 исходили из идеи польскости эти земель.

Структура общества:

Дворяне, или шляхта, оставались привилегированным сословием землевладельцев:

  • право приобретать землю
  • продавать сельскохозяйственную продукцию
  • владеть фабриками и заводами
  • Екатерина освободила от обязательной государственной службы, от подушной подати, от телесных наказаний
  • Разрешался выезд за границу, право на неприкосновенность личности, жилья

Высшие органы дворянства: губернские и уездные собрания. Функции: избрание выборных должностей. Особенное место в системе выборных должностей занимали губернские и уездные предводители дворянства (2 лицо после губернатора). Губернский предводитель заседал в комитетах по земским повинностям, рекрутским, строительным, железнодорожным комиссиям, наблюдал за ведением родословных книг, составлял списки дворянства, надзирал за поведением дворян и мог применять к ним дисциплинарные меры. Выдавал характеристики (рекомендации) при поступлении на государственную службу. Дворянство через него могло поддерживать отношения со всеми властями. Не подчинялись госорганам.

Мещане – свободные жители городов, делились на категории:

1)  привилегированные (купцы 1 и 2 гильдии)

2)  непривилегированные (мастера, торговцы, цеховые ремесленники)

3)  низы города (нецеховые мастера, чернь)

В 1832г. вводиться звание личного и наследственного почетного гражданина (давалось человеку за заслуги перед государством). Не платили подушную подать и не выполняли рекрутские повинности.

Крестьяне:

Помещичьи – их количество растет, т.к. императоры щедро раздавали свою землю своим фаворитам (70% земли принадлежало помещикам, 20% государству). Повинности: оброк и барщина.

Государственные крестьяне (казенные). Перевели крестьян католического и православного духовенства и тех, кто проживал на государственных землях. Платили денежный оброк (чинш). В 1837г. было создано министерство государственного имущества для руководства этими крестьянами.

Свободные крестьяне имели право выбора места жительства. Если жили на государственное земле – платили чинш, на помещицкой – либо чинш, либо барщина.  

Однодворцы – бывшая шляхта «до разбора», не отличалась от свободных крестьян. Все без исключения крестьяне должны были платить подушную подать и выполнять рекрутскую повинность. В 1803г. Александр 1 разрешил освобождать крестьян от крепостного права (такая категория получила название свободные хлебопашцы).

Судебная система. Этапы развития:

1)  до 1831г. существовала общероссийское и местное законодательство и судебная система

2)  с 1831г. ликвидировалась правовая и судебная автономия белорусских земель. Судебная система Беларуси отличалась от российской: был главный литовский трибунал до 1797г. и губернские главные суды (с 1797 по 1831гг.), которые состояли из 2 департаментов: уголовных и гражданских дел.

Членами заседателей могли быть только дворяне, избранные на уездных дворянских собраниях. Члены суда на 3 года, заседатель на 1 год. Главные суды были апелляционной инстанцией на решения земских и подкоморских судов. В своей деятельности руководствовался статутом. Дела рассматривались на польском языке. Российское законодательство использовалось только в случае нехватки (недостатков) в статуте. Апелляция подавалась в сенат в месячный срок.

Земский суд – основной сословный дворянский суд 1 инстанции. Рассматривал уголовные, гражданские, вексельные дела и т.д. Состав: судья, 2 подсудка, писарь. Все избирались дворянами каждые 2 года. Суд заседал 3 раза в год по 2-3 недели.

Подкоморский суд просуществовал до 1810г. Рассматривал поземельные споры на месте. Состав: подкоморский судья, землемер (коморник), ввозный. Подкоморские суды были заменены межевыми, которые существовали с 1810 по 1840гг. Было 3 инстанции межевых судов: общий, апелляционный, высший губернский. Состав: 1 судья общего суда рассматривал дела в присутствии сторон на месте. Апелляционный межевой суд: 5 судей. Высший губернский суд: выборные судьи по одному от уезда.

Нижний земский суд просуществовал до 1861г. Суд уездов во главе в земским исправником, который избирался дворянством на 3 года и выполнял чисто полицейские функции. В белорусских губерниях всех заседателей только от дворян (в России 2 от крестьян, 2 от дворян).

После отмены крепостного права в 1861г. вводится волостной суд. Состав: от 4 до 12 судей, избираемых волостным сходом. Заседание 2 раза в месяц при наличии не менее 3-х судей. Функции: гражданские дела крестьян, административные правонарушения. Все судебные учреждения независимы от администрации.      



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии