БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Экологическое право » ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНА ЛЕСОВ И РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНА ЛЕСОВ И РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

Автор: Maxvel 8-11-2010, 20:44

ТЕМА 16. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНА ЛЕСОВ И РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА
1. Понятие растительного мира и леса. Состав лесного фонда Республики Беларусь.
2. Организация лесного хозяйства.
3. Понятие и виды пользования лесом и растительным миром.
4. Правовая охрана и защита растительного мира.
5. Ответственность за нарушение лесного законодательства.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1.Основными НПА, регулирующими правовые вопросы использования и охраны лесов и растительного мира являются:
• Лесной кодекс РБ от 14 июля 2000 г. N 420-З
• Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 N 205-З "О растительном мире"
• Закон Республики Беларусь от 25.12.2005 N 77-З "О защите растений" 
Растительный мир - совокупность произрастающих дикорастущих растений, образованных ими популяций, растительных сообществ и иных насаждений.
Растения - сосудистые и мохообразные растения, водоросли, лишайники и грибы;
Лес - совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности (насаждений), напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях;
 В законодательстве также встречаются понятие иная древесно-кустарниковая растительность, под которой понимается дикая и культурная растительность, не вошедшая в категорию лесов и выполняющая полезащитные, озеленительные и декоративные функции. В эту категорию не входят посевы с/х культур, плодово-ягодные насаждения, фруктовые деревья и другая искусственная растительность, которая выполняет не экологические, а экономические и культурные функции (сад).

 В соответствии со ст.4 Лесного кодекса лесной фонд образуют:
1. все леса и покрытые ими земли, 
2. земли лесного фонда (лесные и нелесные земли).
К лесным землям относятся земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и др.), предоставленные для нужд лесного хозяйства.
К нелесным землям относятся земли, не покрытые лесом (земли, используемые для сельскохозяйственных целей, занятые просеками, дорогами, противопожарными разрывами, мелиоративной сетью, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, водоемами, и другие неудобные для выращивания леса земли), предоставленные для нужд лесного хозяйства.
Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

В лесной фонд не входят:
• единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения), в том числе полезащитные лесные полосы, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения;
• единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения) в пределах полос отвода железных и автомобильных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий и каналов;
• единичные деревья, их группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения) на землях оздоровительных учреждений, населенных пунктов (за исключением городских лесов), на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилых домов.
Обращение с древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), не входящей в лесной фонд, регулируется законодательством Республики Беларусь о растительном мире и иным законодательством Республики Беларусь.

 

2.Лесное хозяйство – отрасль экономики, задачами которой является обеспечение потребностей экономики в древесине и других продуктах леса, сохранение и рациональное использование ресурсов государственного лесного фонда, сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, рекреационных и других функций леса.

Организация лесного хозяйства:
1. Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать (принципы организации лесного хозяйства):
• сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека и улучшения состояния окружающей среды;
• многоцелевое, научно обоснованное, непрерывное, неистощительное и рациональное пользование лесом для удовлетворения потребностей отраслей экономики, юридических и физических лиц в древесине, другой лесной продукции и природных полезных свойствах леса;
• воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрану и защиту лесов;
• рациональное использование земель лесного фонда;
• повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта;
• сохранение генофонда, биологического и ландшафтного разнообразия лесов;
• сохранение объектов историко-культурного и природного наследия.
2. В целях повышения эффективности использования лесных ресурсов Постановлением СовМина РБ 7 марта 2004 г. N 245 была утверждена «ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ И УЛУЧШЕНИЮ ПЕРЕРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ, УВЕЛИЧЕНИЮ ВЫРУЧКИ И ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ ОТ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ»
Основная цель Программы - изменение экономического механизма финансирования лесного хозяйства, переход его на самофинансирование и обеспечение рационального использования древесных ресурсов.
Основными задачами Программы являются:
• разработка и внедрение механизма реализации древесины в заготовленном виде с формированием цен на нее исходя из спроса и предложения, т.е. переход от продажи древесины на корню к реализации ее в виде готовых лесоматериалов на рыночной основе по свободным ценам. 
• уточнение состава источников доходов лесного хозяйства с передачей лесохозяйственным организациям всех доходов от использования государственного лесного фонда;
• переход лесного хозяйства на систему самофинансирования
• изменение системы ценообразования на древесину
• увеличение такс на древесину лесных пород
• повышение эффективности реализации имеющихся древесных ресурсов на внутреннем и внешнем рынках, увеличение объемов использования недревесных ресурсов леса, внедрение современных технических средств и технологий, снижающих себестоимость лесохозяйственного производства;
• модернизация и техническое перевооружение действующих производств с расширением объемов выпуска товаров из местного древесного сырья и наращивание экспортного потенциала отрасли;
• увеличение выработки тепловой энергии с использованием малоценной древесины и отходов;
• переход к международным нормам сертификации и стандартизации качества продукции лесного комплекса;
• совершенствование структуры лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности путем приоритетного развития новых производств химической и химико-механической переработки древесного сырья.
3. В целях рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов лесной фонд передается для ведения лесного хозяйства:
1. лесхозам Минлесхоза
2. лесхозам и лесничествам Министерства обороны Республики Беларусь,
3. экспериментальным лесным базам Национальной академии наук Беларуси, 
4. учебно-опытным лесхозам Министерства образования Республики Беларусь, 
5. государственным природоохранным учреждениям, осуществляющим управление заповедниками и национальными парками,
6. лесохозяйственным организациям Управления делами Президента Республики Беларусь, 
7. Минскому лесопарковому хозяйству и др.
Решения о передаче лесного фонда или отдельных его участков для ведения лесного хозяйства и об их изъятии принимаются Правительством Республики Беларусь.
4. В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местонахождением и выполняемыми им функциями производятся деление лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности.
В лесном фонде выделяются леса первой и второй группы.
К первой группе лесов относятся:
• леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (заповедники, национальные парки, заказники республиканского значения, памятники природы республиканского значения);
• леса особо ценных участков лесного фонда, имеющие генетическое, научное и историко-культурное значение;
• водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов);
• защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования);
• санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса).
Ко второй группе относятся леса, которые не вошли в первую группу (эксплуатационные леса).
В лесах первой и второй группы могут быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования (почвозащитные участки леса вдоль склонов оврагов, прибрежные полосы по берегам водных объектов, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений, особо охраняемые части заказников, опушки леса по границе населенных пунктов и др.).
В зависимости от группы и категории защитности лесов устанавливается порядок ведения лесного хозяйства и пользования участками лесного фонда.
5. Определение возраста рубок леса, при достижении которого разрешаются рубки для заготовки древесины. Производится Минлесхозом по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь на основе материалов лесоустройства или по результатам научных исследований, а утверждение возраста рубок леса производится Правительством Республики Беларусь.
6. Установление расчетной лесосеки - нормы ежегодной заготовки древесины, по каждому юридическому лицу, ведущему лесное хозяйство, раздельно по группам пород (хвойным, мягколиственным и твердолиственным) в пределах групп и категорий защитности лесов.

 

3.Лесопользование осуществляется с соблюдением следующих принципов:
1. обеспечения непрерывного, неистощительного и рационального использования лесов для удовлетворения потребностей отраслей экономики, юридических и физических лиц в лесных ресурсах;
2. сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан и улучшения состояния окружающей среды;
3. обеспечения условий для воспроизводства лесов;
4. платности лесопользования (за исключением случаев, оговоренных настоящим Кодексом);
5. соблюдения научно обоснованных норм лесопользования, исключающих переруб расчетной лесосеки;
6. соблюдения целостности землепользования.

Право пользования участками государственного лесного фонда возникает на основании:
• решений органов государственного управления, в компетенцию которых входит принятие таких решений, 
• договора аренды участка лесного фонда, 
• концессионного договора, 
• договора безвозмездного пользования участками лесного фонда, 
• лесорубочного билета (документ, дающий право рубки древостоя)
• ордера (документ, дающий право на рубку части древостоя или отдельных деревьев)
• лесного билета (документ, дающий право на заготовку живицы, второстепенных лесных ресурсов и побочное лесопользование).
Основаниями для выдачи лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета являются решение органа, в компетенцию которого входят вопросы принятия решений о предоставлении участков лесного фонда в пользование, договор аренды участка лесного фонда, концессионный договор, протокол о результатах аукциона на осуществление лесопользования, договор безвозмездного пользования участками лесного фонда.
В установленных законодательством случаях право пользования участками лесного фонда может быть ограничено или приостановлено в той мере, в какой это необходимо для обеспечения рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны окружающей среды и здоровья граждан, историко-культурного и природного наследия, прав и законных интересов граждан.

Виды лесопользования
1. заготовка древесины;
2. заготовка живицы;
3. заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, корней, бересты, новогодних елок, еловой серки и др.);
4. побочное лесопользование (заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, размещение ульев и пасек, сенокошение, пастьба скота и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается специально уполномоченным республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь);
5. пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
6. пользование участками лесного фонда в научно-исследовательских и учебно-опытных целях;
7. пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях.
Участки лесного фонда предоставляются в пользование лесопользователям для осуществления лесопользования как с их изъятием у юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, так и без изъятия в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и других актов законодательства Республики Беларусь.
Отграничение участков лесного фонда, передаваемых в пользование, в натуре производится юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство.
Граждане имеют право свободно находиться на территории лесного фонда и бесплатно собирать для удовлетворения собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных мероприятиях, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.
Сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу Республики Беларусь или перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья, запрещаются.

Пользование объектами растительного мира может осуществляться по следующим видам:
1. заготовка древесных соков;
2. сбор, заготовка или закупка дикорастущих растений (в том числе мха, лишайников и грибов) и (или) их частей (ягод, орехов, шишек, иных плодов, почек, листьев, цветов, коры, корней и др.) (далее - дикорастущие растения и (или) их части);
3. сенокошение;
4. пастьба скота;
5. пользование объектами растительного мира в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях;
6. пользование объектами растительного мира в научно-исследовательских и учебно-опытных целях.


4.Леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред государственному лесному фонду, а также защите от вредителей и болезней леса.
Основными задачами охраны лесов от пожаров являются предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение.
Для своевременного обнаружения пожаров в лесах и участия в их тушении организуется авиационная охрана лесов.
Авиационная охрана лесов осуществляется соответствующими подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в пределах их компетенции. Утв. Постановлением СовМина от 16.03.2006 N 362
В целях обеспечения охраны и защиты лесов, в том числе животного мира, осуществления государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой государственного лесного фонда и воспроизводством лесов в нашей стране создается государственная лесная охрана в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь. Работники государственной лесной охраны в соответствии с возложенными на нее задачами и в пределах ее компетенции обязаны:

Охрана объектов растительного мира обеспечивается путем:
• установления нормативов на обращение с объектами растительного мира;
• установления ограничений и запретов в обращении с объектами растительного мира;
• предупреждения и пресечения самовольного пользования и других нарушений установленного порядка пользования объектами растительного мира;
• поддержания в благоприятном состоянии и охраны среды произрастания объектов растительного мира;
• предупреждения и пресечения повреждения или уничтожения объектов растительного мира, в том числе вследствие пожаров;
• резервирования территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми природными территориями, и объявления особо охраняемых природных территорий;
• установления особенностей обращения с дикорастущими растениями редких и находящихся под угрозой исчезновения видов;
• создания ботанических коллекций, в том числе дикорастущих растений, а также специализированных объектов (ботанических и дендрологических садов, питомников, оранжерей и др.) по разведению дикорастущих растений, сохранению их генетического фонда и восстановлению в естественной среде произрастания;
• организации научных исследований, направленных на обеспечение рационального обращения с объектами растительного мира;
• проведения государственной экологической экспертизы и других мероприятий с целью предупреждения необоснованных повреждения или уничтожения объектов растительного мира;
• создания системы мониторинга растительного мира, ведения государственного учета и государственного кадастра растительного мира, осуществления государственного контроля в области обращения с объектами растительного мира;
• информирования юридических лиц и граждан о состоянии объектов растительного мира и об обращении с ними;
• пропаганды охраны объектов растительного мира и среды их произрастания, воспитания граждан в духе бережного отношения к ним и формирования экологической культуры;
• установления ответственности юридических лиц и граждан за нарушение законодательства Республики Беларусь о растительном мире;
• принятия других мер по охране объектов растительного мира и среды их произрастания в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Меры по охране объектов растительного мира не должны причинять вреда другим природным объектам, историко-культурным ценностям, жизни и здоровью граждан, их имуществу и имуществу юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

 

5.За нарушение действующего лесного законодательства предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность.
Административная ответственность установлена за:
1. Статья 62. Незаконное использование земель государственного лесного фонда
2. Статья 63. Нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы
3. Статья 64. Незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных культур и молодняка
4. Статья 64-1. Повреждение или уничтожение зеленых насаждений, не входящих в государственный лесной фонд
5. Статья 65. Уничтожение или повреждение подроста в лесах
6. Статья 66 Осуществление лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете
7. Статья 67. Нарушение правил восстановления и улучшения лесов, использования ресурсов спелой древесины
8. Статья 68. Повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях государственного лесного фонда
9. Статья 69. Самовольное сенокошение и выпас скота, самовольный сбор дикорастущих плодов, семян, орехов, грибов, ягод и лекарственных растений
10. Статья 69-1. Самовольный сбор или уничтожение лесной подстилки или живого напочвенного покрова
11. Статья 70. Сбор растений, занесенных в Красную книгу
12. Статья 72. Повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и отбросами
13. Статья 73. Загрязнение леса
14. Статья 74. Уничтожение или повреждение лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях государственного лесного фонда
15. Статья 75. Уничтожение и повреждение отграничительных знаков в лесах
16. Статья 76. Уничтожение полезной для леса фауны
17. Статья 77. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах
Уголовная ответственность установлена за:
Крупным размером ущерба в статьях настоящей главы признается размер ущерба на сумму, в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным - в тысячу и более раз превышающую размер такой базовой величины, если иное не оговорено в статьях настоящей главы.
1. Статья 276. Уничтожение либо повреждение леса по неосторожности
2. Статья 277. Незаконная порубка деревьев и кустарников
3. Статья 278. Нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами
Порядок возмещения ущерба, причиненного лесным ресурсам, регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 1993 г. № 750 «О материальной ответственности за ущерб, причиненный лесному хозяйству». Данным постановлением утверждено 13 видов такс для исчисления размера взысканий за причиненный ущерб. Среди них за:
1. повреждение деревьев и кустарников не до степени
прекращения роста;
2. уничтожение или повреждение лесных культур, подроста, а также молодняка естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных для лесовосстановления;
3. незаконную порубку и повреждение деревьев и кустарников до степени прекращения роста;
4. повреждение сенокосов и пастбищ самовольным сенокошением, пастьбой скота на землях лесного фонда;
5. самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, растений, имеющих лекарственное значение, на участках, где это запрещено;
6. уничтожение или повреждение муравейников в лесах;
7. уничтожение или повреждение на землях лесного фонда лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог инженерных сооружений (на лесоосушительных канавах, дренажных системах и дорогах) и другие нарушения.
Помимо возмещения ущерба, причиненного лесному хозяйству, предусмотрено также возмещение потерь лесохозяйственного производства. Так, согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 8 сентября 1999 г. № 1397 «О возмещении потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства» юридические и физические лица, которым отводятся земли лесного фонда для нужд, не связанных с ведением лесного хозяйства, а также юридические и физические лица, вокруг объектов которых устанавливаются охранные, санитарные и защитные зоны с исключением земель лесного фонда из оборота или переводом их в менее ценные угодья, до отвода земельного участка в натуре (на местности) перечисляют средства, предназначенные на возмещение потерь лесохозяйственного производства.
Наряду с мерами юридической ответственности к лесонарушителям применяются и меры экономического воздействия. К мерам экономического воздействия можно отнести нормы Лесного кодекса Республики Беларусь, согласно которым осуществление лесопользования может быть приостановлено при нарушении лесопользователями установленного порядка пользования лесами (нарушения требований, изложенных в лесорубочном билете, ордере, лесном билете, невыполнении лесопользователем лесовосстановительных, лесозащитных, противопожарных работ.
Юридическое или физическое лицо, которое незаконно добыло древесину и (или) иную лесную продукцию, при невозможности изъятия в натуре уплачивает их стоимость. Стоимость незаконно добытых древесины и (или) иной лесной продукции определяется по таксам, утвержденным настоящим постановлением.





Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии