БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » История государства и права Беларуси » Становление командно-административной системы управления

Становление командно-административной системы управления

Становление командно-административной системы управления

 

1.  высшие и местные органы власти

2.  формирование репрессивного аппарата СССР

3.  нарушение законности и политические репрессии в Беларуси

4.  негативные тенденции в развитии права

5.  конституция 1937г.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1.По конституции БССР 1927г., которая действовала до 19.02.1937г., высшим органом госвласти в БССР был всебелорусский съезд рабочих, солдатских, крестьянских депутатов. В период между съездами ЦИК БССР должен был руководствоваться в своей деятельности директивами ЦК РКПБ и КП(б).

В течение 20 годов органы народовластия превращаются в органы, которые выполняли волю одной партии – коммунистической. Местные органы госвласти имели 3-х звенную систему: округ, города, сельские и городские районы и деревни. Все территориальные единицы формировали свои представительные органы в виде советов депутатов, которые избирали исполкомы. Исполкомы должны были приводить в жизнь решения вышестоящих органов советской власти и заниматься проблемами местного значения.

По конституции 1936г. высшим органом власти в СССР становится верховный совет СССР, состоящий из двух палат: совета союза (избирался по территориальным округам) и совета национальностей (избирался по национальным округам (республикам)). Обе палаты равноправные. В случае разногласия между ними президиум верховного совета распускал верховный совет и назначал новые выборы, но президиум подотчетен верховному совету. Президиум издавал указы, проводил референдумы, осуществлял высшую власть в государстве (формально). Впервые в конституции закреплялось руководящее положение компартии, закон запрещал создание и существование других партий. Правительство СНК СССР формировалось на совместном заседании обеих палат.

Советский государственный механизм строился на основе сочетания коллегиальности и единоличия, а также на сочетании отраслевых и территориальных начал при усилении отраслевого принципа. Коллегиальность на практике заменялась единоначалием. Главный принцип – принцип демократического централизма, но укореняется практика подмены советского руководства партийным. Формы партийного руководства государством были различны. Партийная власть обладала абсолютным контролем над руководством , рычагами всего общества. Главным направлением в государственном управлении в 30 годы стала централизация  

 

2.Начинает формироваться специальный репрессивный механизм. Репрессивный механизм включал в себя законодательную базу (ст. 63, 64, 68, 69, 72 УК СССР),  систему судебных и внесудебных органов и систему исправительно-трудовых лагерей. В основе репрессий лежало теоретическое утверждение Сталина об усилении классовой борьбы  по мере продвижения к социализму. Формируется нигилистическое отношение общества к праву. Вышинский (прокурор СССР), как теоретик права, подвел научную базу под проведение репрессий, было дано новое понятие преступления. Решающим доказательством по делам о государственных преступлениях является признание обвиняемого, таким образом репрессии имели доктринальный характер.

Причины: в 1928г. органы НКВД предлагают использовать труд осужденных при проведении индустриализации. Выяснить предпосылки и движущие силы механизма невозможно без изучения истории создания и деятельности НКВД. 10.07.1934г. – государственная безопасность, общественный порядок, пограничная внутренняя охрана передается в подчинение НКВД. Внутри НКВД формируется главное управление исправительно-трудовых лагерей ГУЛАГ, главное управление лагерей железнодорожного строительства и лесной промышленности.

В середине 30 годов ведущая роль в осуществлении репрессий сыграли подразделения НКВД, как главное управление ГУЛАГ, а также органами внесудебного разбирательства, особенно совещаниями при НКВД и подчинены ей на местах «тройках». Положение об особенном совещании утверждено постановлением ЦИК и СНК. 5 ноября 1934г. – право применять к общественно-опасным лицам ссылку до 5 лет, лагеря до 5 лет.

В республике создана система «троек», подчиненная особенному совещанию. Состав особенного совещания: заместитель, уполномоченный НКВД от РСФСР, начальник милиции, комиссар внутренних дел союзных республик. Действовали обычные суды, окружные, районные, городские суды. Нарушение законности выявлялось не только действием судебных органов.

 

3.Причины:

1) наличие иерархии власти (партийных органов)

2) гиперцентрализация власти

3) рационализация управления

4) всеобщая бюрократизация структуры управления

5) манипуляция мнением

6) повышенный режим секретности

Тоталитарный режим – политический режим, который характеризуется контролем государства на личностью. В Беларуси правоуклонистом  были Прищепов и другие, обвинение в недооценке колхозов и машинной техники. Борьба с правоуклонением сопровождалась формированием коллективизации. 07.11.1929г. вышла статья Сталина «Год великого перелома», в которой колхозы стали популярны среди крестьян как форма землевладения. 05.01.1930г. ЦК КП(б) принимает указ «о темпах коллективизации и меры помощи колхозам». 13 февраля 1930г. 80% крестьянских хозяйств были коллективизированы, колхозы рассматривались как строительство социалистического хозяйства. В марте 1930г. опубликована в «Правде» статья Сталина «Головокружение от успехов». Осенью 1930г. ЦК принимает решение об ускоренных темпах коллективизации.

Машинно-тракторные станции – важный элемент коллективизации. Первая из них появилась в конце 1929г. В конце пятилетки существует 57 МТС (1500 тракторов), обслуживающих 33% хозяйств. В начале 1933г. при МТС создаются политические отделы, просуществовавшие до 1934г. Задачи: исключение из заводов кулаков-вредителей (было исключено 2700 человек, а снято 1500 человек). В годы второй пятилетки коллективизация завершилась, 88% крестьянских дворов.

В 1929г. была принята установка, что национальный демократизм является главной опасностью для социализма.      

 

4.Переход от командно-административной системы вызвал изменения во всех областях и отраслях права. На законодательство БССР повлияли законы СССР 30-32гг., которые касались общественных, экономических правоотношений. Изданы нормы, которые позволяли грубо нарушать права человека. По постановлению ЦИК БССР от 27 января 1927г. за сопротивление коллективу наступала уголовная ответственность.

В 1934г. в УК вводится новый состав преступления – измена родине, за что предусматривался расстрел или 10 лет заключения. Карались члены семьи. В 1935г. установлена уголовная ответственность с 12 лет, в 1937г. меры наказания увеличили с 10 до 25 лет, в 1940г. устанавливается уголовная ответственность за нарушение дисциплины труда, самовольный уход с работы. Криминально-процессульный кодекс направлен на ущемление прав подсудимых, уменьшение сроков следствия, обвинение давалось за сутки до рассмотрения дела в суде, дело могло рассматриваться без участия прокурора и адвоката, ходатайства о помиловании не допускались, решение о высшей мере наказания приводилось в исполнение немедленно.

Разные историки по разному подсчитывают количество жертв, единого мнения нет.

В период с 1917-1953гг. жертвами репрессий стали около 600 тыс. граждан БССР. Из них 35 тыс. были приговорены к высшей мере наказания, 250 тыс. осуждены внесудебными органами, 250 тыс. высланы из БССР в результате коллективизации и 100 тыс. высланы из западной Беларуси после ее присоединения.  

 

5.Причины:

1) перемены во всех сферах жизни, в экономике доминирует социалистический уклад

2) единая марксистко-ленинская идеология

3) уничтожение буржуазии и богатого крестьянства

4) разгромлена оппозиция внутри партии

Все это стало основанием для принятия 5 декабря 1936г. новой конституции СССР. На ее основе 19.02.1937г. 12-ый чрезвычайный съезд советов БССР принял конституцию, которая состояла из 122 статей и 9 разделов. Высшие органы те же.

Как результат сворачивание политики белорусизации, конституция сузила действие национальных языков. Вместо их вводила 2 языка: белорусский и русский. Вся работа верховного совета концентрировалась не на его сессиях, а представлялась узкому кругу в лице президиума. Вводится правовая норма, по которой депутат верховного совета не мог быть арестован без согласия верховного совета. Появились новые разделы, посвященные бюджету, прокуратуре, новым стало избирательное право: прямое, тайное, всеобщее.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии