БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Экологическое право » Правовое регулирование использования и охраны животного мира

Правовое регулирование использования и охраны животного мира

Автор: Maxvel 8-11-2010, 20:49

Тема 17. Правовое регулирование использования и охраны животного мира
1. Понятие животного мира. Права собственности на животный мир.
2. Виды и способы пользования животным миром.
3. Правовые меры по охране животного мира.
4. Государственный контроль в области использования и охраны животного мира. 
5. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1.Животный мир - дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, а также моллюски, насекомые и другие), обитающие в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере и почве, постоянно или временно населяющие территорию республики.

Признаки животного мира как объекта охраны и использования:
• Нахождение их в состоянии естественной свободы в среде своего обитания. 
• объектом правовой охраны и использования по законодательству о животном мире являются дикие животные. 
• нахождение таких животных постоянно или временно в пределах территории страны. 
Следовательно, не являются объектами животного мира сельскохозяйственные и другие домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе или полуневоле для хозяйственных, культурных, научных, эстетических и других целей. Эти животные являются имуществом, принадлежащим на праве собственности государству, юридическим и физическим лицам. Отношения по поводу таких видов животных регулируются аграрным, гражданским и иным законодательством.
Объект животного мира - организм животного происхождения (дикое животное) или популяция организмов животного происхождения.
Среда обитания животного мира - природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы.
Устойчивое использование объектов животного мира - использование объектов животного мира способами, не приводящими в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и тем самым сохраняющими его способность к воспроизводству и удовлетворению потребностей нынешнего и будущих поколений людей.
Законодательство о животном мире не предусматривает частной собственности на объекты животного мира. Животный мир в пределах территории РБ является государственной собственностью. Одной из характерных особенностей животного мира является миграция его объектов через государственную границу РБ.
Состав животного мира достаточно разнообразен. С одной стороны, законодательство делит его на следующие виды: млекопитающие; птицы; пресмыкающиеся; земноводные; рыбы; моллюски; насекомые; другие виды животного мира. С другой стороны, животный мир можно классифицировать по среде обитания: на суше; в воде; в атмосфере; в почве.
Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, могут находиться в частной и государственной собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются данным Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Субъектами отношений в области охраны и использования животного мира могут быть юридические и физические лица, в том числе и иностранные, а также иностранные государства, международные организации.

 

2.Право пользования животным миром - система правовых норм, направленных на обеспечение рационального использования его объектов, а также регламентирующих права, обязанности и конкретные правомочия пользователей животным миром. Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.
Пользователями животного мира могут быть юридические и физические лица независимо от форм собственности, в том числе и иностранные, а также иностранные государства и международные организации.

Виды пользования животным миром:
1. Охота - поиск, выслеживание и преследование с целью добычи, попытка добычи или добыча диких зверей и птиц, обитающих в состоянии естественной свободы. Нахождение в охотничьих угодьях лиц с охотничьим оружием и другими орудиями охоты или добытой продукцией охоты, с охотничьими собаками, спущенными с поводка, а также нахождение на дорогах общего пользования лиц с расчехленным охотничьим оружием или добытой продукцией охоты приравнивается к охоте.
Охота может осуществляться только в охотничьих угодьях. Охотничьи угодья – это все земельные, лесные и водно-болотные территории, которые служат местом обитания охотничьих животных и используются или могут использоваться для охоты, за исключением земель населенных пунктов, садово-огородных участков, хуторов, кладбищ, войсковых частей, аэродромов, земель заповедников и иных территорий с особым режимом использования.
Охотничьи угодья разделяются на:
• угодья, переданные в аренду для охоты и ведения охотничьего хозяйства субъектам хозяйствования;
• угодья, не переданные в аренду и составляющие государственный резервный фонд охотничьих угодий, который находится в ведении местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.
Право пользования животными, относящимися к объектам охоты, предоставляется субъектам хозяйствования на условиях аренды охотничьих угодий на основании решений местных Советов депутатов по результатам проведенного конкурса или аукциона. Договор аренды охотничьих угодий заключается местным исполкомом на срок не менее 10 лет.
Охотничьи угодья выделяются единым массивом, не нарушая целостности мест обитания популяций охотничьих животных, в зависимости от наличия таких популяций, на основании биолого-экономического обоснования или проекта охотоустройства.
Юридические лица могут пользоваться объектами животного мира посредством ведения охотничьего хозяйства, а физические лица – посредством осуществления охоты.
Ведение охотничьего хозяйства - вид экономической деятельности, связанной с охраной, воспроизводством и рациональным использованием диких животных, относящихся к объектам охоты, направленной на организацию охоты и (или) добычу охотничьих животных в целях их использования в экономической деятельности, осуществляемой пользователем охотничьих угодий.
Основания возникновения права пользования животным миром:
Юридических лиц:
1. Заключение договора аренды охотничьих угодий по результатам проведенного конкурса или аукциона.
2. Наличие лицензии Минлесхоза на ведение охотничьего хозяйства в соответствии с законодательством о лицензировании.
Физических лиц:
1. Наличие государственного удостоверения на право охоты, которое выдаётся после сдачи специального охотничьего экзамена.
2. карточки учета нарушений и уплаты государственной пошлины с отметкой об ее уплате за год, в котором производится охота;
3. разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение охотничьего оружия при охоте с его использованием;
4. охотничьей путевки (на добычу нескольких животных) либо разового разрешения (на добычу одного охотничьего животного) и охотничьей путевки к нему, 
Плата за выдачу охотничьих путевок взимается с охотника до начала проведения охоты. Плата за выдачу разового разрешения на добычу охотничьего животного взимается с охотника или группы охотников после добычи охотничьего животного и закрытия указанного разового разрешения на месте охоты. Разовое разрешение на добычу охотничьего животного подлежит возврату по истечении срока его действия и оплате в день его закрытия. Охотничья путевка к разовому разрешению на добычу охотничьего животного подлежит возврату по истечении срока ее действия.
Охота с использованием огнестрельного охотничьего оружия на охотничьих животных любых видов проводится охотниками в понедельник, выходные, праздничные дни и государственные праздники, а иностранными гражданами - в дни недели в соответствии с туристскими договорами на проведение охотничьего тура.
Охота разрешается в светлое время суток, за исключением случаев, установленных приложением 11.

Право на охоту на территории Республики Беларусь с орудиями охоты предоставляется:
• дееспособным гражданам Республики Беларусь, достигшим 18 лет, а также дееспособным иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь (далее - граждане), имеющим государственное удостоверение на право охоты и уплатившим государственную пошлину за предоставление права на охоту;
• иностранным гражданам при наличии соответствующих удостоверений на право охоты, выданных в стране постоянного места жительства.
• документ, подтверждающий внесение платы за прохождение специального охотничьего экзамена в размере 0,2 базовой величины.

2. Рыболовство - поиск, попытка добычи и (или) добыча рыбы, обитающей в условиях естественной свободы (далее, если не указано иное, - лов рыбы).
Ведение рыболовного хозяйства - вид экономической деятельности, связанной с охраной, воспроизводством и рациональным использованием рыбы, направленной на организацию платного любительского рыболовства и (или) промыслового рыболовства.
Любительское рыболовство - рыболовство, включая подводную охоту, осуществляемое гражданами для удовлетворения потребности в активном отдыхе и (или) получения продукции рыболовства без цели извлечения дохода.
Промысловое рыболовство - рыболовство, осуществляемое юридическими лицами в целях получения продукции рыболовства и использования ее в экономической деятельности.
Основания осуществления рыболовства:
Юридических лиц:
1. Договоры аренды этих рыболовных угодий по результатам проведенного конкурса или аукциона.
2. Лицензия на ведение рыболовного хозяйства.
3. Промысловые билеты
Физических лиц:
А) Платное любительское рыболовство – организуется арендаторами рыболовных угодий посредством реализации гражданам путевок на платное любительское рыболовство,
Б) Бесплатное любительское рыболовство - в рыболовных угодьях разрешается любительское рыболовство всех видов рыбы, за исключением угря.

3. Добыча животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства – добыча виноградной улитки и личинок комара звонца. 
Граждане в личных целях осуществляют добычу таких животных в порядке общего пользования без специального разрешения. А юр. лица и ИП – на основании на основании решения местного Совета депутатов о предоставлении права на заготовку и (или) закупку диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, и разрешения Минприроды на это.

4. Пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях. Осуществляется посредством разных методов исследования и наблюдения без изъятия объектов животного мира из среды их обитания допускается без специального разрешения и бесплатно, если эти методы не причиняют вреда животному миру или среде обитания животных и не нарушают прав других пользователей животного мира, за исключением случаев, когда такое пользование запрещено законодательством Республики Беларусь.
Пользование указанным способом, но с изъятием объектов животного мира из природной среды осуществляется бесплатно по разрешению Минприроды (мечение, кольцевание и т.д.).
5. Использование полезных свойств жизнедеятельности животных - почвообразователей, естественных санитаров среды, опылителей растений и других без изъятия из среды обитания.
6. Использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности допускается без изъятия объектов животного мира из среды обитания и их уничтожения, а также без нарушения среды их обитания.
Правила использования объектов животного мира в целях получения продуктов их жизнедеятельности устанавливаются Минприродой.
Законодательство предусматривает также установление лимитов на пользование животным миром, т.е. установленных для пользователей на определенный период времени норм изъятия животных из природной среды. Лимиты на пользование животным миром утверждает Минприроды Республики Беларусь.

 

3.Правовой охраной животного мира - совокупность правовых средств, направленных на обеспечение сохранения животного мира, восстановление среды его обитания и улучшение состояния.
Охрана животного мира осуществляется путем:
• установления правил и норм по охране, рациональному использованию и воспроизводству объектов животного мира;
• установления ограничений и запретов в пользовании животным миром;
• предотвращения самовольного пользования и других нарушений установленных правил пользования животным миром;
• организации охраны среды обитания, условий размножения и путей миграции животных;
• предотвращения гибели животных при осуществлении производственных процессов и эксплуатации транспортных средств;
• ограничения прав и возложения обязанностей на пользователей объектов животного мира в интересах его охраны;
• создания особо охраняемых природных территорий;
• разведения в неволе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных;
• оказания помощи животным в случае заболеваний, угрозы гибели при стихийных бедствиях и вследствие других причин;
• организации научных исследований, направленных на обоснование мер по охране животного мира;
• пропаганды охраны и сохранения животного мира;
• стимулирования мероприятий по возобновлению и неисчерпаемому использованию животного мира;
• воспитания граждан в духе гуманного и бережного отношения к животному миру;
• проведения других мероприятий и установления иных требований по охране животного мира.
При планировании и осуществлении мероприятий, которые могут воздействовать на среду обитания животных и состояние животного мира, должно обеспечиваться соблюдение следующих основных требований:
• сохранение видового разнообразия и целостности сообществ животных в состоянии естественной свободы;
• сохранение среды обитания, условий размножения, путей миграции и мест концентрации животных;
• научно обоснованное, рациональное использование и воспроизводство объектов животного мира;
• регулирование численности объектов животного мира в целях охраны здоровья населения и предотвращения ущерба физическим и юридическим лицам.
В целях обеспечения основных требований по охране и использованию животного мира в государственных экологических программах предусматриваются специальные мероприятия.
При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот заболоченных и занятых кустарником территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по сохранению среды обитания и условий размножения животных, а также обеспечиваться неприкосновенность участков, представляющих особую ценность в качестве среды обитания животных.
При размещении, проектировании и строительстве же¬лезнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередач и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны предусматриваться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции диких животных. Юридические и физические лица обязаны принимать меры по предотвращению гибели диких животных при осуществлении любых видов хозяйственной и иной деятельности.
На территории заповедников запрещаются охота, рыболовство, а также другие виды пользования животным миром и иная деятельность, не совместимая с режимом заповедников. В национальных парках, заказниках и на других особо охраняемых природных территориях может быть полностью запрещено или ограничено осуществление отдельных видов пользования животным миром и иной деятельности, не совместимой с режимом этих территорий.
В целях сохранения редких видов и видов животных, находящихся под угрозой исчезновения, воспроизводство которых в естественных условиях невозможно, органы Минприроды обязаны принимать меры по созданию необходимых условий для разведения этих видов животных. Например, путём создания зоологических коллекций. 
Зоологические коллекции – систематизированные собрания диких редких животных (в зоопарках, питомниках), а также чучела, тушки, части и продукты диких животных, а также птичьи кладки, яйца и гнезда, снабженные информацией о месте и времени их сбора (добычи).
Создание и пополнение зоологических коллекций производятся путем изъятия объектов животного мира, их продуктов, птичьих кладок, яиц и гнезд из природной среды или приобретения объектов зоологических коллекций с соблюдением требований настоящего Положения и других актов законодательства Республики Беларусь. Они подлежат учёту в Минприроде.

 

4.Контроль за охраной и использованием животного мира - деятельность компетентных государственных органов и общественных объединений, направленную на организацию рационального использования животного мира, его учета и охраны, соблюдение иных норм законодательства.
По субъектам деятельности контроль за охраной и рациональным использованием животного мира подразделяется на: государственный; ведомственный; общественный.

Минприроды: 
• организовывает проверки соблюдения требований законодательства об охране и использовании животного мира;
• утверждает лимиты изъятия объектов животного мира, 
• согласовывает проекты размещения, строительства и реконструкции населенных пунктов, предприятий, сооружений и иных объектов, оказывающих влияние на состояние животного мира;
• привлекает в установленном порядке, с согласия их руководителей специалистов министерств, иных республиканских органов государственного управления, предприятий, объединений, организаций и учреждений к проведению анализов, экспертизы, выдаче заключений по вопросам охраны и использования животного мира, а также к участию в проверках соблюдения требований законодательства об охране и использовании животного мира.
• контроль за соблюдением порядка ввоза в Республику Беларусь и вывоза за ее пределы объектов животного мира

Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь 
• осуществление государственного контроля за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, используемых в заготовительных целях;
• координация деятельности государственных органов и иных организаций по осуществлению государственного контроля за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства.
• осуществление контроля за принятием рыбоводными организациями надлежащих мер по обеспечению сохранности рыбы, содержащейся в прудах этих организаций.
• взаимодействует с лицензирующими органами по вопросам лицензирования ведения охотничьего и рыболовного хозяйства, в том числе согласовывает выдачу специальных разрешений (лицензий) на указанные виды деятельности;
• осуществляет контроль за состоянием рыбозащитных сооружений, проведением на водных объектах, в прибрежных полосах и водоохранных зонах работ, оказывающих воздействие на состояние объектов животного и растительного мира, за возмещением вреда, причиненного объектам животного и растительного мира;
• запрашивает у республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения задач, возложенных на Государственную инспекцию;
• в установленном порядке привлекает специалистов государственных органов и других организаций к выполнению работ, связанных с осуществлением государственного контроля в области охраны и использования диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, используемых в заготовительных целях;
• осуществляет международное сотрудничество;
• привлекает к административной ответственности.

Минлесхоз
• обеспечивает охрану государственного охотничьего фонда в лесах, находящихся в его ведении, 
• организует комплексное ведение охотничьего хозяйства и осуществляет контроль за охраной и рациональным использованием государственного охотничьего фонда,
• выдаёт лицензии на ведение охотничьего хозяйства.
Минсельхозпрод – выдаёт лицензии на промысловый лов рыбы.
Местные Советы депутатов и исполкомы – контроль за использованием охотничьих и рыболовных угодий, других природных ресурсов, находящихся в ведении административно-территориальной единицы.

 

5.
Нарушения в этой области можно классифицировать на две группы:
1. нарушения права государственной собственности на животный мир (самовольная переуступка права пользования объектами животного мира, другие сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на животный мир);
2. нарушения права пользования животным миром (самовольное пользование объектами животного мира; нарушения правил охоты, рыболовства и других видов пользования животным миром; нарушения правил охраны среды обитания и путей миграции животных; нарушения правил хранения и применения средств защиты растений, причинившие ущерб животному миру; нарушения правил ввоза объектов животного мира и т.д.).

Субъекты отношений в области охраны и использования животного мира несут административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь за:
• нарушение права государственной собственности на животный мир;
• самовольную переуступку права пользования объектами животного мира;
• нарушение правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, а также правил осуществления других видов пользования животным миром;
• производство лесосплава или взрывных работ с нарушением правил охраны рыбных запасов;
• нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а также за самовольное переселение, акклиматизацию и скрещивание животных;
• нарушение порядка пользования животным миром на особо охраняемых природных территориях;
• незаконный ввоз в Республику Беларусь животных, признанных наносящими ущерб сохранению видов животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь;
• уничтожение полезной фауны;
• нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинившее ущерб животному миру и среде его обитания;
• уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных либо совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных;
• невыполнение обязательных к исполнению указаний (предписаний) об устранении нарушений в области охраны, воспроизводства и использования животного мира.

Административная ответственность наступает за:
Статья 86. Нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание животных
Статья 86-1. Нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинившее ущерб животному миру
Статья 86-2. Нарушение порядка осуществления пользования животным миром в заповедниках и на других особо охраняемых территориях
Статья 86-3. Незаконный вывоз из Республики Беларусь диких животных и растений, их частей и дериватов, торговля которыми регулируется международными соглашениями, а также ввоз видов животных и растений, могущих наносить ущерб сохранению видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь
Статья 86-4. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных
Статья 87. Нарушение правил рыболовства, охраны рыбных ресурсов и водных животных
Статья 87-1. Незаконная охота

Кроме того, Указом ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 8 декабря 2005 г. N 581 «ОБ УСИЛЕНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ РЫБОЛОВНОГО И ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА, РЫБОЛОВСТВА И ОХОТЫ» установлена административная ответственность за:
1. добычу рыбы или других водных животных без надлежащего на то разрешения, либо в запретное время, либо в запрещенных местах, либо запрещенными орудиями и способами, а равно покушение на такую добычу.
2. нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, 
3. охота без надлежащего на то разрешения, либо в запрещенных местах, либо в запретное время, либо запрещенными орудиями и способами 
4. нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты,

Уголовная ответственность наступает за:
Статья 281. Незаконная добыча рыбы или водных животных
Статья 282. Незаконная охота
Статья 283. Нарушение правил охраны рыбных ресурсов и водных животных

Гражданско-правовая ответственность выражается в обязанности юридических и физических лиц возмещать вред, причиненный нарушением законодательства об охране и использовании животного мира. 
В соответствии с Указом № 580 от 8 декабря 2005 года, юридические и физические лица, действиями которых нанесен ущерб охотничьему хозяйству и диким животным, обязаны возмещать его:
1. либо за каждую незаконно добытую или уничтоженную особь животных, независимо от возраста (кроме видов, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь): лось, зубр – 95 БВ, заяц – 10 БВ и т.д.
2. либо за 1 килограмм независимо от количества и размера: насекомые, малюски, черви – 1 БВ за 1 кг.

При незаконном изъятии или уничтожении:
• диких животных, их частей и (или) дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, подписанной в г.Вашингтоне 3 марта 1973 года (далее - образец СИТЕС), вред возмещается на основании такс согласно Приложению, исчисленных в двойном размере по каждому изъятому или уничтоженному дикому животному;
• диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, вред возмещается на основании такс согласно Приложению, исчисленных в тройном размере по каждому изъятому или уничтоженному дикому животному;
• диких животных, обитающих в угодьях, в которых запрещено их изъятие или уничтожение, либо рыбы в сроки, когда ее изъятие или уничтожение запрещено, вред возмещается на основании такс согласно Приложению, исчисленных в тройном размере по каждому изъятому или уничтоженному дикому животному либо виду рыбы;
• диких животных либо рыбы орудиями, принципы работы которых основаны на использовании электромагнитного поля, ультразвука, или путем взрыва вред возмещается на основании такс согласно Приложению, исчисленных в пятикратном размере по каждому изъятому или уничтоженному дикому животному либо виду рыбы;
• беременных самок млекопитающих вред возмещается на основании такс согласно Приложению по каждому изъятому или уничтоженному дикому животному и его эмбриону;
• яиц птиц, яиц, личинок и куколок муравьев вред возмещается на основании такс согласно Приложению по каждой птице и муравью, яйца, личинки и куколки которых изъяты или уничтожены.
При разрушении жилищ диких животных вред возмещается на основании такс согласно Приложению по каждому дикому животному, обитающему в этих жилищах.






Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии