БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Экологическое право » ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ

Автор: Maxvel 8-11-2010, 20:51

ТЕМА 18. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ
1. Понятие и категории особо охраняемых природных территорий и объектов.
2. Правовой режим заповедников.
3. Правовой режим национальных парков.
4. Правовой режим заказников и памятников природы.
5. Охрана и ответственность за нарушение правового режима особо охраняемых природных территорий.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


1.Отношения в области создания, использования и охраны особо охраняемых природных территорий и объектов регулируются специальным законом РБ «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» в ред. От 23 мая 2000 года.
Особо охраняемые природные территории - это участки земли (включая атмосферный воздух над ними и недра) с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования. 
Основной целью объявления территорий особо охраняемыми природными территориями является сохранение биологического и ландшафтного разнообразия.

 Категории ООПР:
1-заповедник;

2- национальный парк;

3- заказник;

4-памятник природы.
Заповедники и национальные парки являются особо охраняемыми природными территориями республиканского значения. Заказники и памятники природы могут быть особо охраняемыми природными территориями республиканского или местного значения.

Виды ООПР определяются в зависимости от установленного режима охраны и использования:
1. Абсолютный – исключена любая хозяйственная и рекреационная деятельность, характерен для заповедников и заказников
2. Относительный – сочетает абсолютный запрет с ограниченной эксплуатацией. Характерен для заказников.
3. Смешанный – предполагает деление на зоны отдыха, хозяйственной деятельности и др. Характерен для национальных парков.
Создание особо охраняемых природных территорий и объявление природных объектов памятниками природы осуществляется в соответствии со Схемой рационального расположения особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 марта 1995 г. № 132.
По состоянию на 1 января 2000 г. на территории Республики Беларусь насчитывается более 90 особо охраняемых природных территорий, в том числе 4 национальных парка, 1 заповедник, и 90 заказников общей площадью почти 900 тыс. га.
При создании особо охраняемых природных территорий определяется орган, в ведение которого они передаются. Научно-методическое управление созданием особо охраняемых природных территорий и объектов осуществляет Национальная Академия наук Беларуси. 
Для предотвращения уничтожения или разрушения в случае хозяйственной и другой деятельности природных территорий и объектов, планируемых для включения в состав особо охраняемых, уполномоченные на то исполнительные власти могут принимать решение об их резервации - установлении щадящего режима природопользования. Резервирование территории производится в соответствии со Схемой рационального расположения охраняемых природных территорий Республики Беларусь. Зарезервированные территории остаются в ведении их землевладельцев, землепользователей и собственников и используются по целевому назначению с соблюдением отдельных требований, определяемых решением о резервировании территорий (ст.9 Закона).
В целях охраны особо охраняемых природных территорий и объектов от неблагоприятного антропогенного воздействия на землях, прилегающих к ним, могут выделяться охранные зоны, в которых ограничиваются отдельные виды хозяйственной деятельности и природопользования. Охранные зоны выделяются органами, принявшими решение о создании особо охраняемых природных территорий и объектов.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь землевладельцам, землепользователям и собственникам возмещаются потери, нанесенные им при ограничении их хозяйственной деятельности, а также при изъятии земель в связи с их резервированием и созданием на них особо охраняемых природных территорий и объектов.
Земли особо охраняемых природных территорий являются землями природоохранного назначения и не подлежат передаче в частную собственность.
Заповедником является территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, изучения генетического фонда животного и растительного мира, типичных и уникальных экологических систем и ландшафтов, создания условий для обеспечения естественного течения природных процессов.
Национальным парком является территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, восстановления нарушенных природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историко-культурную и эстетическую ценность, и устойчивого их использования в природоохранных, научных, просветительных, оздоровительных и рекреационных целях.
Заказником является территория, объявленная с целью сохранения, воспроизводства и восстановления природных комплексов и объектов, природных ресурсов одного или нескольких видов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других природных ресурсов.
Памятниками природы объявляются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, историко-культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты с занимаемой ими территорией с целью обеспечения условий сохранения уникальных, эталонных и иных ценных качеств, присущих данному природному комплексу или объекту, в интересах будущих поколений.

5.Государственное управление в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и иными уполномоченными на то государственными органами в соответствии с нормативными правовыми актами.

Правительство Республики Беларусь:
 определяет государственную политику в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, 
 утверждает Схему рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения;
 принимает решения об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий республиканского значения;
 утверждает границы, площадь и состав земель особо охраняемых природных территорий республиканского значения;
 утверждает положения об особо охраняемых природных территориях республиканского значения;
 определяет государственный орган, в оперативное управление которого передается особо охраняемая природная территория республиканского значения;
 определяет сроки создания государственного природоохранного учреждения, осуществляющего управление особо охраняемой природной территорией республиканского значения;
 определяет сроки передачи земель особо охраняемой природной территории республиканского значения в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление особо охраняемой природной территорией республиканского значения;
 обеспечивает финансирование функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий;
 устанавливает порядок утверждения, использования охраны символики особо охраняемых природных территорий;
 устанавливает порядок осуществления государственного контроля охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

Компетенция местных Советов депутатов:
 принимают решения об отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов Республики Беларусь;
 осуществляют государственный контроль охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
Местные исполнительные и распорядительные органы:
 принимают решения о резервировании территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми природными территориями;
 принимают решения об объявлении, преобразованиии прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения;
 утверждают границы, площадь и состав земель особо охраняемых природных территорий местного значения;
 утверждают положения об особо охраняемых природных территориях местного значения;
 утверждают проекты территориальной организации заказников и памятников природы местного значения;
 определяют государственный орган, в оперативное управление которого передается особо охраняемая природная территория местного значения;
 обеспечивают финансирование функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий;
 осуществляют государственный контроль охраны и использования особо охраняемых природных территорий и др.
К органам общей компетенции в области государственного управления, функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий относится Управление делами Президента Республики Беларусь. В соответствии с Положением сданном Управлении, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29 февраля 2000 г. № 97', указанный орган осуществляет руководство и контроль за деятельностью подведомственных заповедников и национальных парков, обеспечивает развитие их научно-технической, производственной и законодательной базы, а также подготовку кадров.

Минприроды:
 обеспечивает реализацию государственной политики в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования;
 организует разработку и согласование Схемы рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения;
 принимает решения об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования памятников природы республиканского значения без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей;
 утверждает охранные документы памятников природы республиканского значения, объявленных без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей;
 утверждает границы памятников природы республиканского значения, объявленных без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей;
 определяет государственный орган, в оперативное уп¬равление которого передается памятник природы республиканского значения, объявленный без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей;
 определяет критерии объявления памятников природы;
 вносит представления о резервировании территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми природными территориями;
 вносит представления об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий;
 осуществляет государственный контроль охраны и использования особо охраняемых природных территорий и др.
Охрана ООПР, управление которыми осуществляется государственными природоохранными учреждениями, обеспечивается работниками данных учреждений. Соблюдение режима охраны и использования заказников и памятников природы, для управления которыми государственное природоохранное учреждение не создано, обеспечивается государственными органами, в оперативное управление которых они переданы, а также землевладельцами и землепользователями, на землях которых расположены памятники природы и заказники.

К административной и уголовной ответственности привлекаются лица, виновные в:
 самовольном изменении границ, отводе земель особо охраняемых территорий;
 осуществлении в пределах особо охраняемых природных территорий, их защитных зон запрещенной хозяйственной деятельности;
 нарушении порядка пользования животным и растительным миром и нарушении правил их охраны;
 нарушении требований разрешений на использование этих территорий;
 порче, повреждении и уничтожении природных комплексов, зарезервированных для включения в состав особо охраняемых природных территорий.

Административная ответственность наступает за:
Статья 70. Сбор растений, занесенных в Красную книгу
Статья 86-2. Нарушение порядка осуществления пользования животным миром в заповедниках и на других особо охраняемых территориях
Статья 86-3. Незаконный вывоз из Республики Беларусь диких животных и растений, их частей и дериватов, торговля которыми регулируется международными соглашениями, а также ввоз видов животных и растений, могущих наносить ущерб сохранению видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь
Статья 88. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов или их нецелевое использование
Уголовная ответственность наступает за:
Статья 264. Нарушение режима ООПТ и объектов
Статья 282. Незаконная охота
Иски о возмещении вреда, причиненного нарушением установленного режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий, предъявляют в установленном порядке виновным в причинении вреда юридическим и (или) физическим лицам государственные лица, осуществляющие государственный контроль охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственные природоохранные учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями, а также иные уполномоченные на то государственные органы.







Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии