БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Научные основы госуправления » Становление и развитие теории государственного развития

Становление и развитие теории государственного развития

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1.Предмет, задачи, содержание дисциплины научные основы государственного управления.

Научные основы государственного управления представляет собой дисциплину, изучающую организацию государственного управления социально-экономической жизнью общества.

Предметом являются формы и методы воздействия государства на все сферы жизнедеятельности людей.

Непосредственно государственное управление выражается в практической деятельности государственных органов по реализации политики государства.

Научные основы государственного управления как научная дисциплина, опирается на соответствующие закономерности, принципы, правила, которые составляют основу государственного управления.

Задачи – изучение механизмов функционирования государственной власти, изучение структуры органов государственного управления, изучение политических, социально-экономических инструментов, влияющих на принятие и исполнение управленческих решений.

 

2.Связь теории государственного управления с другими науками и учебными дисциплинами.

Изучение проблем государственное управление находит свое отражение прежде всего в таких отраслях общественных знаний как политология, социология, правоведение, экономика, история. В политологии внимание прежде всего обращается на участие человека в политическом процессе. В социологии – на отношение человека с обществом и его инструменты. В экономической теории – на хозяйственно-экономическое содержание управленческих решений. В юридической науке – на их формальное проявление в закреплении правом. В истории – процесс развития общества в тесной взаимосвязи прошлого с настоящим.

Организация государственного управления с точки зрения его эффективности – ключевой вопрос для многих стран. В современных условиях изменяется и роль государства внутри страны, а процесс глобализации и интеграции порождает новые вопросы, проблемы. Эти проблемы в разных странах решаются по разному.

Государственная власть – направленная и организующая сила, способная принимать решения и претворять их в жизнь, но властвовать и эффективно управлять далеко не одно и то же. Государство может иметь все необходимые атрибуты, однако созданные им институты будут действовать не эффективно.

 

3.Государственное управление возникло одновременно с государством. Его проявление можно даже обнаружить в первобытнообщинном строе. Изучая историю управления необходимо упомянуть вавилонского правителя Хаммурапи. Этот царь ввел систему производственного контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах. Организация управления производственными процессами занимались и древние греки, например ими проводились работы по цивилизации рабочих. Об управлении как особом виде человеческой деятельности упоминали Платон, Сократ, Аристотель. Например Платоном была предложена одна из самых первых определений функций государства, это функции защиты, управления, производство материальных благ. Аристотель заложил основы учения о домохозяйстве. Т.о. с древних времен управление неотъемлемый атрибут общества, который развивается, совершенствуется вместе с ним. Важным этапом управления стало появление науки управления, основателем которой стал Вудро Вильсон (28 президент США). Его работы Наука государственного управления и Изучение администрирования, в этих работах он предложил основные понятие и положил начало теоретической разработки государственного управления. Родоначальник науки управления – Максимилян Вейдор, он разработал принципы бюрократической модели, которое нашло отражение в работе Хозяйство и общество. В основе государственного управления МВ видел авторитарную власть, руководитель, который принимает решения, отдает распоряжения и контролирует их исполнение. Этими учеными были разработаны 2 основные идеи научной теории государственного управления:

1)для того, чтобы реформировать аппарат управления, необходимо его хорошо знать, т.е. изучать с научных позиций

2)аппарат управления должен быть отделен от политики

В результате работы ученых было выделено 4 концепции (управленческие школы):

1)школа научного управления

2)административная школа

3)школа человеческих отношений (поведенческая школа)

4)школа науки управления

Школа научного управления (1885-1920) основателем является Фредерик Тейлор – практик, основной его труд – Основные принципы менеджера. Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части труд исполнительский и труд распорядительский. Его целью было создание целой системы организации труда. Его наблюдения привели к выводу, что недостаток времени, рвения, отсутствие желания трудиться с полной отдачей отрицательно сказывается на производительности труда. В основе его исследований лежал человеческий фактор, суть которого заключалась в том, что работника необходимо было стимулировать, например устанавливать реальные нормы производства и доплачивать за перевыполнение, устанавливать перерывы. Фредерик Тейлор предложил механизм выработки эффективных управленческих решений. Этот механизм включал:

1)нужно было выбрать 10-15 человек на производстве, которые хорошо себя проявили в работе

2)подвергнуть внимательному изучению проделанные ими операции, а также инструменты, которые они при этом используют

3)зарегистрировать с секундомером в руке время, затрачиваемое на необходимую операцию, чтобы потом выбрать наиболее быстрый способ совершения операций

4)устранить все неправильные движения

5)объединить все выбранное с наилучшим типом инструментов

В результате были выработаны принципы управления:

1)разработка оптимальных методов осуществления работ на базе научного изучения затрат времени, движения и усилий

2)абсолютное следование этим стандартам

3)подгон, расстановка, обучение рабочих, расстановка их на те рабочие места, где они могут дать наибольшую пользу

4)оплата по результатам труда

5)подбор функциональных менеджеров

6)дружеские отношения между рабочим и менеджером

Его идеи получили широкое распространение, одним из последователей является Генри Форд, который использовав эту теорию заменил ручной труд машинным, т.е. развил эту теорию. В основе этой теории лежит экономический, технический и социальный фактор, эксперимент и научный анализ в управлении.

Административная школа (1920-1950) основателем считается Анри Файоль. Его основополагающий труд – Общий и промышленный менеджмент. В отличии от Тейлора Файоль был руководителем крупной компании по добыче угля. Им впервые было предложено описание работы управляющим, он выделил основные принципы:

1)разделение труда

2)полномочия и ответственность

3)дисциплины – рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и управляющими

4)единоначальник – работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним начальником

5)единство действий

6)подчиненность интересов – когда интересы организации стоят выше интересов отдельного работника

7)вознаграждение

8)централизация – любая организация должна иметь единый управленческий центр

9)скалярная цепь (цепь начальников) – цепь, по которой осуществляются все распоряжения

10)порядок – каждый работник должен находится на своем рабочем месте

11)справедливость

12)стабильность персонала – высокая текучесть уменьшает производительность

13)инициатива

Рассматривая организацию как единый механизм Файоль считал, что для любой организации присущи 6 видов деятельности:

1)технический (производственный)

2)коммерческий – закупка, сбыт, обмен

3)финансовый – поиск и оптимальное использование капитала

4)деятельность по безопасности

5)эккаунтли (бухгалтерия) – анализ, учет, статистика

6)управление – планирование организация производства

Профессором экономики Максом Вебером была предложена концепция рациональной бюрократии. Оны выдвинул идею о том, что бюрократия – порядок, устанавливаемый правилами, который является самой эффективной формой человеческой организации. Он выделил основные принципы бюрократического управления:

1)четкое разделение труда

2)иерархичность уровней управления

3)осуществление найма на работу в строгом соответствии с квалификацией

4)четкая система карьеры

5)система правил и норм в организации

Школа человеческих отношений (1930-1950). Школа поведенческих наук (1950-настоящее время). В основе изучения этих школ лежит человеческий фактор, который рассматривается как основной элемент эффективности организации. Основные ученые Мерри Паркер Фоллет и Элтон Майо. МПФ придумала определение менеджмент – обеспечение выполнение работы с помощью других лиц. Более поздние исследования были проведены психологом Абрахамом Маслоу. Мотивами поступков людей является вовсе не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть частично удовлетворены с помощью денег. АМ предложи классификацию потребностей, в их числе он назвал физиологические, безопасность существования, социальные потребности, потребность в престиже, авторитет, служебный статус, самовыражение, потребность достижения цели и личного роста. Последователи Файоля, школа человеческих отношений были разработаны 4 принципа:

1)четкое разделение труда

2)передача команд сверху вниз

3)единство распорядительства

4)соблюдение «диапазона контроля», т.е. руководство ограниченным числом работников

Основоположником школы человеческих отношений принято считать Элтона Майо, он пришел к сенсационным на то время открытиям, исследуя зависимость производительности труда от физических факторов (освещение, температура в помещении). Он считал, что предприятия слишком много времени тратят на обслуживание оборудования и мало заботятся о людях. Т.о. в основе школы человеческих отношений лежит человеческий фактор. Также в те годы было популярно течение Макгрегора, теории «X» и «Y». По этой теории от разделил всех работников на «X» и «Y». X – средний индивидуум, по своей природе туповат, стремиться увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно контролировать и направлять, такие люди предпочитают, чтобы ими руководили, стремиться избежать ответственности. Теория «Y» - люди от природы не пассивны, но стали такими от работы, такие люди не только принимают на себя ответственность, но и стремятся к этому. Эти люди не нуждаются в контроле и могут контролировать себя сами, им обеспечено продвижение по служебной лестнице. Если руководитель осуществляет заботу о своих работниках то удовлетворенность возрастает, соответственно возрастает производительность труда.

Школа науки управления (1950-настоящее время) в основе этой школы лежит междисциплинарный подход, который основан на достижении математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними отраслей знаний. Представители этой школы использовали следующий алгоритм действий:

1)постановка проблем

2)формулирование задачи

3)разработка модели сложившейся ситуации (как правило математической модели)

4)после создания такой модели переменным задаются количественные значения

Т.о. представители этой школы заменяли словесное рассуждение и описательный анализ количественными значениями. В этой школе широко применялась кибернетика или междисциплинарные исследования структуры регулирующих систем или кибернетические потоки информации. Т.о. содержание данной школы имеет 2 направления:

1)рассмотрение производства как социальной системы с использованием системного, процессного, ситуационного подхода, где системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему имеет свои определенные цели, процессный подход основывается на том, что все функции управления зависят друг от друга. Ситуационный подход – он связан с системным и процессным подходом и расширяет их применение на практике. Он связан с конкретным набором обстоятельств.

2)связано с развитием точных наук, прежде всего математики. Представителем является Каунот. Он внедрял математические методы в исследование управленческой деятельности.

Вклад данных школ в развитие управленческой мысли.

Школа научного управления:

1)стал использоваться научный анализ для определения лучших способов выполнения задач

2)отбор работников и обеспечение их обучения

3)обеспечение работников ресурсами, требуемых для эффективного исполнения их задач

4)систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда

5)отделение планирования и обдумывания от самой работы

Классическая школа управления:

1)развитие принципов управления

2)описание функций управления

3)систематизированный подход к управлению всей организацией

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук:

1)применялся прием управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и соответственно производительности

2)применение наук о человеческом поведении в управлении и формирование организации работы таким образом, чтобы каждый работник мог себя полностью реализовать в соответствии с его потенциалом

Школа науки управления:

1)углубление понимания сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению математических моделей

2)развитие количественных методов с помощью руководителей

В Беларуси наука государственного управлении развивалась после российской. Наиболее оригинальные идеи были выдвинуты в конце 19 – начале 20 века. Представители государственной школы является Соловьев, Кавелин, Чичерин, Меликов. В рамках этой школы была теоретически обоснована концепция закрепощения и раскрепощения сословий государства. Доказывалось, что в условиях натурального хозяйства решение вопроса обеспечения материальными и людскими ресурсами возможно за счет распределения повинностей на различные слои населения. Результатом такой многовековой политики явилась политическая повинность. Меликов объяснил, что для социальной системы характерны 2 состояния:

1)стабильность в период становления государства

2)дестабилизация в период ослабления государства

В первые послереволюционные годы государством была поставлена задача по изучению и применению идей научного менеджмента. Были созданы исследовательские институты и лаборатории, которые занимались научной организации труда и управления. Позднее в 30-х годах эти исследования были прекращены. Государственное управление стало рассматриваться с точки зрения руководящей и направляющей роли партии. Задачи государственного управления сводились к тому, чтобы обеспечить реализацию партийных решений. По существу достижения мировой общественной мысли в области теории государственного управления до сих пор мало изучены, т.к. в период СССР эта наука считалась буржуазной и никому не нужной. В настоящее время выделяют задачи, которыми занимается теория государственного управления:

1)проблемы организации государственного управления на разных уровнях

2)проблема формирования кадрового состава квалифицированных государственных служащих

3)проблемы, связанные с техникой государственного администрирования

Американская научная школа. Отличительными особенностями являются (public administration) эмпирическая направленность. Многие представители были не только теоретиками, но и практиками. Одним из основоположников классического направления является Уайт. Его фундаментальные научные исследования называется Введение в науку государственного управления 1926г. Он утверждал, что государственное управление представляет собой единый однородный процесс. Он также утверждал, что изучение государственного управления должно изучаться с основ менеджмента, а не с основ права. Он утверждал, что государственное управление – искусство и наиболее важная задача, стоящая перед государственным аппаратом. Основными принципами искусства государственного управления он считал:

1)специализация

2)единства распоряжения

3)сокращение числа подчиненных

4)делегирование ответственности

5)централизация

В середине 20 века определяющими теориями были: концепция экономики и благосостояние, концепция конкурирующих групп. Сущность 1 концепции – в случае, когда свободный рынок не дает должного результата, необходимо вмешательство государства, наилучшим результатом при этом дает управление из федерального центра. Исследователь Чарльз Линдблон весь процесс принятия стратегических решений видит как зависящее от небольших выгодных кому-то решений. Принятие того или иного решение определяется не волей политиков, а конкретной ситуацией. 2 концепция или исследование поведение индивидов внутри организации. Для Америки 80-е годы характерным было стирание между частным и государственным сектором, т.е. были проведены исследования и сделаны выводы о том, что имеется большая схожесть в управлении бизнесом и государственным управлением. У этих 2 видов управления имеется общая функция – планирование, организация, кадровая политика, руководство, согласование, отчетность и финансирование.

Развитие теории государственного управления в Англии. В Англии сложились 2 тенденции: социологическая и экономическая. К социологической относятся Берч, Берлен, Риз, Роуз. Они затрагивали 3 вида государственной ответственности:

1)ответственность перед общественным миром

2)поведение продуманной государственной политики – основной

3)ответственность перед парламентом

На принятие управленческих решений влияет позиция премьер-министра, деятельность членов кабинета, давление различных групп людей, СМИ. Берч указал, что в современной Англии изменилось первоначальной понятие ответственности правительств. Если ранее правительство было ответственно перед короной, то теперь ответственно перед народом.

Экономическое направление сформировалось после 2 Мировой войны. Управление рассматривалась как сфера деятельности людей. Один из его представителей Барри, разработал концепцию экономического типа государственной власти, когда властные отношения рассматривались в виде цепочки выигрыш – потери. Властные отношения имеют место тогда, когда одна сторона несет потери. Организационная кибернетика имела место и в Великобритании.



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии