БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Научные основы госуправления » Методологические основы государственного управления

Методологические основы государственного управления

1.Понятие государственного управления. Специфика государственного управления. Государство как субъект управления общественными процессами.

2. Общественные процессы как объекты государственного управления.

3.Системные характеристики государственного управления. Прямые и обратные связи в системе государственного управления.

4.Цели, принципы и функциональная структура государственного управления.

5.Юридическое и ресурсное обеспечение целей государственного управления.

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1.В широком понимании государственное управление – совокупность всех видов деятельности государства, т.е. всех форм реализации государственной власти в целом. Такое понимание позволяет отделить государственные органы управления от негосударственных. В узком смысле слова государственное управление – деятельность государства в лице специальных государственных органов, т.е. органов исполнительной власти. В данном случае государственное управление рассматривается как деятельность, направленная на выполнение законов и иных НПА путем разных форм властного влияния. Государственное управление – деятельность, направляющая и регулирующая общественные отношения непосредственно через органы власти.

В государственном управлении субъект выступает и объектом, т.е. в конечном случае это люди. Субъект и объект управления имеют особую структуру. В качестве субъекта выступают государство, государственные организации, производственные коллективы, личности. Субъекты государственного управления предъявляются особые требования: компетентность, наличие управленческого склада ума, высокое качество имеющейся информации, ее полнота, своевременность, оперативность. Объектом управления, в какой бы форме и на каком бы уровне он не выступал всегда являются люди. Прослеживается закономерность всех социальных процессов. Чтобы быть реализованным, любое решение должно воплотиться в действиях конкретных людей. Дисциплина научные основы государственного управления изучает область управленческой деятельности как вид социального управления и обладает признаками:

1)носит общегосударственный характер

2)в процессе его реализуются задачи, функции и интересы государства

3)государственное управление является исполнительным, т.е. направлено на исполнение закона

4)носит распорядительный характер, т.е. выражается в издании актов управления, контроль за их исполнением и принуждение

5)является активным и целенаправленным

6)осуществляется специальными субъектами, органами государственного управления

7)имеет ярко выраженное организаторское содержание, т.е. в процессе исполнительной деятельности организуется совместный труд, отношения между людьми, социальными коллективами

8)является подзаконной деятельностью, т.е. закон непосредственно определяет направленность государственного управления

Т.о. государственное управление – исполнительно-распорядительная деятельность государства, его органов, осуществляемая на основе и во исполнения законов, состоящая в практическом исполнении функций государства в различных сферах жизни. Эта деятельность лишь тех органов, которые относятся к органам государственного управления в полном смысле слова. Эти органы: СовМин, министерства, государственные комитеты и иные республиканские органы государственного управления, местные исполнительные комитеты, администрации государственных предприятий, учреждений, организаций.

 

3.Государственное управление системное явление, компоненты:

1)механизм

2)структура

3)объекты

4)функции

5)кадры

6)процесс управления

Система управления – форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях и функциях, структуре, методах в процессе и механизме управления.

Механизм государственного управления создается целенаправленно и изменяется людьми. Общество как сложная система требует, чтобы механизм управления обеспечивал четкое взаимодействие всех систем и решение всех стоящих перед ними задач. В общем механизме государственного управления выделяют экономический, организационный, социально-культурный механизмы.

Функции и структура управления являются двумя сторонами одного целого и выступают как содержание и форма

Структура управления может быть малоступенчатой и многоступенчатой, также она может быть линейной, функциональной, линейно-функциональной. Сущность государственного управления может быть раскрыта через систему законов управления, они носят объективный характер и не зависят от воли людей. Они напротив определяют волю людей, сознание и намерения. В числе таких законов можно назвать:

1)закон необходимого разнообразия, т.е. управляющая система должно быть не менее разнообразна, чем управляемые объекты

2)закон специализации управления – данный закон предполагает разделение функций управления

3)закон интеграции управления предполагает объединение управленческих действий и объединение их в единый управленческий процесс

4)закон экономии времени – этот закон характеризует эффективность управления с учетом минимальных временных потерь

5)закон приоритетности социальных целей, т.е. целью развития общества является постоянное повышение качества жизни ее членов, поэтому все остальные цели находятся в зависимости от этой цели

6)закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении, т.е. управленческое отношение между людьми проходит через сознание людей, создается и совершенствуется

7)закон доминирования глобальной цели системы – этот закон является доминирующим в социальной системе. Государственному управлению необходимо наличие глобальной цели

8)закон доктринальности – доктрина социальная выделяет приоритеты социальных интересов и является основополагающей для стратегических целей социальной политики, выражающей интересы граждан

9)закон развития самодеятельной активности каждой из подструктур – большое значение в современном государственном управлении имеет передача функции управления народным органам государственного управления

Прямые и обратные связи системы государственного управления. Управленческий процесс – система разных отношений, в этом процессе есть прямые и обратные связи. Воздействие управляющего субъекта органа, д.л. на объект – установление прямых связей с объектом, такое воздействие может быть постоянным, эпизодическим или временным. Пример постоянных связей – подчиненность по службе, эпизодическая или временная – введение ч.п. на определенный промежуток времени. Воздействие управляющего субъекта может быть активным даже силовым, например мероприятия государственных органов по подавлению несанкционированных забастовок, а может быть мягкое воздействие или управление «дирижера» или вовсе внешне не заметно. Для хорошо отлаженного управления характерно последнее. Отлаженная четкая система управления всегда дает наилучший эффект. В ч.с. необходимы ч. меры. Объектом управленческого воздействия прямых связей является не только внешний объект, но и различные звенья самой управляющей системы. В любом случае важно соблюдать меру в управлении и излишек управления может быть также вреден как его недостаток. Замкнутая система – кольцевая замкнутость прямого и обратного отображения в некоторой иерархии контуров циркуляции информации.

 

4.Постоение древа цели государственного управления имеет не простую процедуру. Нужно иметь определение стратегических главных целей, а затем произвести разветвление этих целей. Субординация целей усиливает механизм государственного управления. Первостепенная задача заключается в адекватности целей государственного управления их соответствия потребностям, интересам общества. Соблюдение таких требований может превратить цели государственного управления в мощную движущую силу функционирования государства. Цели должны отвечать определенным требованиям:

1)быть объективно определенными и обоснованными, исходить из объективных закономерностей и тенденций общественного развития деятельности людей

2)быть социально мотивированными, т.е. идти от потребностей, запросов и интересов людей, соответствовать этим запросам и вызывать тем самым понимание и поддержку людей

3)быть обеспеченными в ресурсном отношении как с интеллектуальной, так и с материальной стороны, основаться на реальном, а не на мнимом, на личном, а не на предполагаемом, потенциальном

4)быть системно организованными, т.е. включать в определенной последовательности цели стратегические, оперативные и тактические, главные и обеспечивающие, конечные и промежуточные, отдаленные, близкие и непосредственные. Цели и функции государственного управления взаимообусловлены. Если цели отвечают на вопрос: к чему  стремиться, то функции отвечают на вопрос: что делать.

Функции государственного управления тесно связаны с общественными функциями. Функции государственного управления раскрывают и характеризуют государство как целостный субъект управления. Функции государственного управления имеют свою дифференциацию распределения и рассредоточения в управленческих функциях различных государственных органов. Функции государства за многолетнюю историю почти не претерпели изменений. В качестве подтверждения этого можно провести сравнительный анализ функции, который провел А.Файоль в начале 20 века. Он в качестве основных функций управления называл: планирование, организация, контроль, координация. Согласно мнению других исследователей к функциям государственного управления относят: прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, контроль и учет. Функции государственного управления по мнению большинства ученых представляют собой юридически выраженное управляющее воздействие отдельных компетентных государственных органов. Существуют различные классификации функций. Наиболее распространенное деление на внутренние и внешние. Внутренние функции – управление внутри государственной управляющей системой и целевая ориентация таких функций управления состоит в том, чтобы придавать законность управления каждому государственному органу, приводить его в соответствие общественным потребностям. Внешние функции управления относятся те функции, которые характеризуют непосредственно процесс воздействия государственного органа на общественные процессы или управляемые объекты. Основной смысл внешних функций в общественном предназначении. Также разделяют на общие, специальные и вспомогательные функции. Общие оказывают необходимое влияние на определенные процессы, которые происходят в хозяйственной, политической, социально-культурной жизни, эти функции является основными и присущи любому управлению. К общим относятся: прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, учет и контроль. Функция прогнозирования – научная предвидение, систематическое исследование состояния, структуры, динамики, перспективы в управлении. Нельзя осуществлять управленческие действия без знания их последствий. Органы исполнительной власти должны разрабатывать прогнозы и решать на их основании свои задачи. Функция планирования – присутствует на всех уровнях управления, она состоит в определении цели, направления, задач, способа реализации, разработке программ, с помощью которых должна быть достигнута цель. Путь реализации этой функции можно изобразить на схеме: необходимость, задачи, планирование и принятие решения. Методика планирования основывается на функциях научности, многовариантности решения, в выборе оптимального варианта.

Функция организации – функция связана с созданием организационного механизма, цель этой функции – сформировать управляющие и управляемые системы, это единая функция, которая обеспечивает взаимосвязь всех функций управления. Содержание данной функции включает: создание органов управления, построение аппарата управления, формирование управленческих подразделений, разработка положений об органах, подбор и расстановку кадров. Данная функция также предполагает реорганизацию и ликвидацию органов управления предприятий, учреждений.

Функция регулирования – обеспечивает упорядоченность и устойчивость системы управления. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по отклонениям от задач и заданных программ. С помощью этой функции осуществляется непосредственное руководство. Под влиянием регулирования общественные процессы проходят в соответствии с заданной программой. Координация функции обеспечивает согласование деятельности систем управления. Благодаря координации согласуются действия не только внутри управленческого звена, но и в других сферах.

Функция учета связана со сбором, передачей, хранением и обработкой данных, регистрацией и группировкой сведений о деятельности органов государственного управления. Учет является предпосылкой контроля.

Функция контроля имеет свою особенность: если планирование ставит задачи, то контроль характеризуется универсальностью относительно управленческой системы. Контроль призван постоянно представлять информацию о действительном состоянии дел. Контроль начинается после предоставления информации и заканчивается принятием решения. В результате контроля принимаются коррективы. Каждая функция управления взаимосвязана с другими.

Специальные функции характеризуют особенности конкретного субъекта или объекта управления. К специальным относятся, выполняемые например СовМином, различными министерствами.

Принципы государственного управления:

1)на основании разработок Файоля и его последователей была сформирована классическая модель, базирующаяся на 4 принципах:

А)четкое разделение труда

Б)передача команд сверху вниз

В)единство распорядительства

Г)соблюдение «диапазона контроля» или осуществление контроля и руководство над ограниченным числом подчиненных

Принципы государственного управления – закономерности, отношения, взаимосвязи, руководящие основы, на которых базируется организация управления, и которые могут быть сформированы в определенные правила. Процесс установления принципов должен отвечать требованиям:

1)отображать наиболее существенные принципы

2)характеризовать стойкие закономерности

3)охватывать преимущественно взаимоотношения и взаимосвязи, которые имеют общий характер

4)отображать специфику государственного управления, его отличия от других видов управления

Выделяют 3 группы принципов:

1)общесистемные

2)структурные

3)специализированные

К общесистемным принадлежит: принцип объективности управления, принцип демократизма, правовое благоустроенности, распределения власти, публичности, централизации и децентрализации.

К группе структурных принципов относят: структурно-целевые, структурно-функциональные, структурно-организационные, структурно-процессуальные.

Структурно-целевые включают: согласованность цели государственного управления, взаимодополняемость цели, последовательность достижения цели. К структурно-функциональным относится: дифференциация, фиксирование функций путем издания правовых норм.

К структурно-организационным относится: единство системы государственного управления, территориально-отраслевой.

Структурно-процессуальные функции: соответствие элементов, методов, форм, стадий управленческой деятельности, а также стимулирование рациональной и эффективной управленческой деятельности.

Специализированные принципы: принципы государственности, работы с персоналом управления, деятельности органов исполнительной власти, принятия управленческих решений. Необходимо, чтобы эти принципы не противоречили общесистемным и структурным. Критерием эффективности является гармоничность общественной жизни. Существуют и иные классификации.

 

5.В нашем курсе рассмотрим только правовые акты управления, издание которых вызывает юридические последствия в виде возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений в сфере государственной власти и только те из них, которые издаются органам государственного управления. Для правовых актов государственного управления характерно:

1)имеют государственно-властный характер, в актах содержится веления, предписания государственных органов, акты управления – односторонние властные акты

2)имеют подзаконно-властный характер, т.е. издаются на основе и во исполнение закона

3)всегда порождают юридические последствия, которые сводятся к тому, что акт управления устанавливает или отменяет правило поведения, нормы права, служит основанием других правоотношений

Акты управления отличаются от других актов:

1)от судебных актов тем, что судебные акты является правовой формой правосудия, издаются судами

2)от прокурорских актов отличаются по юридическим свойствам и условиям принятия, прокурорские акты является формой реагирования на нарушения законности. Прокурорские акты не содержат в себе предписания управленческого характера

3)от гражданского акта тем, что он является результатом взаимного волеизъявления сторон

4)от документов, имеющих юридическое значение (диплом, паспорт) тем, что последние лишь удостоверяют юридические факты



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии