БарГУ.by » Учебные материалы » Лекции » Трудовое право » Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

1.  законодательство о занятости населения

2.  безработица. Занятость населения

3.  субъекты, содействующие занятости населения

4.  безработный и его правовой статус

5.  правовая функция трудоустройства

6.  государственные гарантии и компетенции в области занятости населения

7.  контроль за соблюдением законодательства о занятости населения. Ответственность за его нарушение

 

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

 

1.Законодательство о занятости населения сформировалось сравнительно недавно. Оно основывается на конституции РБ и законе «о занятости населения» 2010г. и иных НПА, регулирующих содействие занятости населения.

Ст.41 конституции РБ закрепляет право на труд и обязанность государства по созданию условий для обеспечения полной занятости населения. Закон «о занятости населения» включает в себя преамбулу, 7 глав, объединяющих 29 статей. Важнейшие положения о занятости населения содержит ТК РБ (ст.16 «об необоснованном отказе в приеме на работу», п.1 ст.42, ст.43 «об обязанности нанимателя известить госслужбу занятости населения о предстоящем освобождении рабочих мест»).

К числу иных законов, которые регулируют вопросы занятости относятся закон «о госслужбе» 2003г., закон «о социальной защите инвалидов в РБ» от 1991г. с изменениями и дополнениями. Важнейшее значение имеют декреты и указы президента РБ, постановления правительства, министерства труда и социальной защиты, в разъяснениях по применению указов и декретах президента РБ, постановлениях правительства по вопросам труда, занятости и социально-трудовых отношений.

Ежегодно утверждаются государственные республиканские и региональные программы занятости населения.

Нормативная часть соглашений и коллективных договоров содержит нормы по содействию занятости.

Важнейшими источниками международного права по вопросам занятости является всеобщая декларация прав человека, конвенция МОТ об организации службы занятости 1948г. и политике в области занятости 1949г.

 

2.Определение понятия «занятость» дано в ст.1 закона «о занятости населения» в РБ. Занятость – деятельность граждан РБ, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству и приносящая им зарплату в доход. Основными формами занятости являются:

1) работа по трудовому договору или на основании членства

2) предпринимательская деятельность, фермерство

3) дневная форма обучения во всех учебных заведениях

4) военная и приравненная к ней служба

5) уход за ребенком в возрасте до 3-х лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80 лет, а также ребенком до 18 лет, инфицированным вирусом СПИД.

Наряду с основными формами занятости различают организационно-правовые формы:

·    труд с режимом неполного рабочего времени

·    сверхурочная работа, совместительство

Безработица – явление в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая работать на условиях трудовых, гражданско-правовых договоров или заниматься предпринимательской деятельностью не может применить свою рабочую силу. Одной из задач правового регулирования в сфере занятости является обеспечение занятости.

Обеспечение занятости – совокупность, осуществляемая государством и иными органами и организациями экономических, социальных, правовых и организационных методов, способов, мер, мероприятий, способствующих удовлетворению гражданами личных и общественных потребностей в сфере труда.

 

3.В ст.10 закона РБ «о занятости населения» установлено, что государство создает условия полной занятости населения. Государственная политика в области содействия занятости направлена на:

·    обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от пола, расы, национальности и т.д.

·    ориентация системы образования для подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда

·    сокращение безработицы

Для реализации государственной политики в области содействия занятости населения и обеспечения гарантов создается Госслужба занятости. Работу данной службы организует министерство труда и социальной защиты.

Главное управление политики занятости и народонаселения является структурным подразделением министерства труда. В состав его входят управление проблем содействия занятости, отдел народонаселения, отдел рынка труда, гендерной и семейной политики. На местах в структуре местных исполкомов создаются комитеты по труду, занятости и социальной защиты.

Ст.14 закона «о занятости населения» установлено, что для оценки состояния рынка труда и положения в области занятости осуществляется государственная статистическая отчетность. Органы по труду обязаны сообщать в суд о неявке к ним обязанных лиц не позднее 3-х дней со дня истечения срока явки, указанного в судебном порядке.

Наряду с госорганами посреднические услуги по труду могут оказывать негосударственные организации на основании выданной им лицензии. Негосударственные организации не вкладывают средства в создание и сохранение мест на предприятиях, не выплачивают пособия по безработице, не проводят бесплатного обучения, но они могут предоставить выбор необходимых форм занятости. Правовой статус таких агентств определен конвенцией МОТ о частных агентствах занятости.

В содействии занятости населения большую роль играют наниматели. Их деятельность начинается со сбора предложений рабочей силы в зависимости от профессии, специальности, квалификации. Основные права нанимателей в области обеспечения занятости населения определены ст.20 закона «о занятости населения». Они имеют право:

1) принимать на работу граждан, которые обратились через службу занятости на равных условиях

2) получать бесплатную информацию о состоянии рынка труда

3) создавать рабочие места

4) принимать на работу выпускников

5) предоставлять оплачиваемые общественные работы

6) осуществлять контроль за явкой на работу обязанных лиц

7) перечислять страховые взносы в фонд содействия занятости.

Важное место в обеспечении занятости отведено профсоюзу. Согласно ст.16 они принимают участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения и осуществляют контроль за соблюдением законодательства в этой сфере.

 

4.Безработный – трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в органе по труду. В целях поиска подходящей работы ищет работу и готов к ней приступить.

Безработными не могут быть зарегистрированные занятые граждане, а также граждане, не достигшие 16 лет, лица, которым по законодательству назначена пенсия по возрасту за выслугу лет, отбывающие наказание по приговору суда, находящиеся на лечении в ЛТП, а также обучающиеся за счет бюджета, но отказавшиеся от распределения, но они регистрируются в качестве граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства. Регистрация граждане в качестве безработных осуществляется по их постоянному месту жительства при личном обращении.

Для регистрации предъявляются следующие документы:

1)  паспорт

2)  свидетельство о рождении

3)  трудовая книжка или документ ее заменяющий

4)  декларация доходов

5)  военный билет и т.д.

Одна из основных задач службы занятости – подыскать безработному подходящую работу. Подходящей считается работа в россии, которая соответствует профпригодности с учетом его профподготовки, состоянию здоровья и стажа, опыта работы, должности, транспортной доступности. Подходящей не может быть работа, если она предоставлена за пределами места жительства. Отказ обоснован семейными обстоятельствами, условия труда не соответствуют технике безопасности. По истечению 6 месяцев с момента регистрации безработного и не предоставления работы по профессии подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии. Подходящей считается любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера, кроме оплачиваемых общественных работ. Безработному не может быть предложено одно и то же место дважды.

Максимальная удаленность определяется местным исполкомом с учетом транспортной доступности нового места работы.

Правовой статус безработного включает в себя права и обязанности. Определенными правами в области занятости населения наделены граждане как обладающие, так и не обладающие статусом безработного. Закон устанавливает права всех граждан в области занятости. Специальной статьи, содержащей права и обязанности безработного нет, но их можно выделить из текста закона.

Безработные имеют право на:

1)  бесплатную профориентацию

2)  получение пособия по безработице

3)  бесплатного медосмотра при приеме на работу

4)  содействия в предпринимательской деятельности

Обязанности:

1)  самостоятельно подыскивать работу

2)  в течение 3-х дней обратиться к нанимателю, указанному в направлении

3)  явится по вызову для получения направления на работу, учебу

4)  выполнять месячные нормы участия в оплачиваемых работах

Снятие с учета безработного происходит в случаях:

1)  зачисления на переподготовку

2)  подача заявления об отказе от услуг органов по труду

3)  неявка более 3 месяцев в орган по труду без уважительной причины, после последнего посещения и повторно сможет зарегистрироваться после 12 месяцев

4)  попытка получить пособие обманным путем

5)  назначение пенсии по возрасту

6)  смерть гражданина

7)  переезд в другую местность



Обсудить на форуме

Комментарии к статье:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Регистрация

Реклама

Последние комментарии