Готовность детей к обучению в школе

 Готовность детей к обучению в школе

1. Сущность готовности детей к обучению в школе.
2. Структура готовности детей к школьному обучению.
3. Возрастные показатели готовности детей к обучению в школе.
4. Показатели неготовности детей к школьному обучению.

1.Одной из задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, к переходу на следующий уровень основного образования. Переход ребенка в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением «социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые Л.С. Выготский назвал «кризисом 7 лет». Результатом подготовки является готовность детей к обучению в школе. Эти два термина связаны между собой причинно-следственными отношениями: готовность детей к школе непосредственно зависит от качества подготовки. Очень важно, чтобы педагог вместе с семьей помогал ребенку достичь готовности к школе.
Дошкольное образование предполагает постоянное совершенствование системы подготовки детей к обучению в школе. На решение этого вопроса ориентируют Кодекс «Об образовании», Учебная программа дошкольного образования.
Вопросы готовности детей к обучению в школе рассматриваются в образовательном стандарте «Дошкольное образование».
В широком плане под готовностью к школе понимают такой уровень развития детей, который позволяет им достаточно легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, овладевать знаниями, умениями, нормами и правилами поведения, проявляя при этом необходимый уровень активности. В более узком плане под готовностью понимают структурные компоненты, которые определяются уровнем интеллектуального, личностного, эмоционального и социального развития детей 6 лет.

2. Выделяют общую и специальную готовность детей к обучению в школе.
1. Общую готовность к школе рассматривают на трех уровнях:
морфофункциональном, интеллектуальном и личностном.
Под морфофункциональной готовностью («школьной зрелостью») обычно понимают уровень морфологического и функционального развития, при котором требование систематического обучения, различного рода нагрузки, новый режим жизни не будут чрезмерно обременительными для ребенка.
Интеллектуальная готовность – это актуальный уровень развития и созревания психических функций, который позволяет успешно овладевать навыками и умениями учебной деятельности, являясь основным условием успешности учения детей 6 лет.
Личностная готовность выражается в способности детей регулировать свои взаимоотношения с социальной средой, проявлять такие свойства, которые необходимы для овладения новыми видами деятельности, формирования отношений со сверстниками, взрослыми, самим собой.
2. Под специальной готовностью понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам.
В соответствии с государственным образовательным стандартом «Дошкольное образование» в старшей группе ДУ предусматривается набор образовательных областей, определяющих уровень специальной готовности 6-летних детей:
• Физическая культура;
• Обучение грамоте;
• Математика;
• Мир природы;
• Мир изобразительного искусства;
• Мир музыки.

3. Возрастные показатели интеллектуального развития:
— правильно описывает цветовое окружение, использует свои знания в изобразительной деятельности;
— воспринимает дифференцированный образ мира, сообщает о результатах взрослому, умеет анализировать предложенный образец;
— в уме создает новые образы и воплощает их в играх, рисунках, инструкциях;
— при выполнении действий, требующих сосредоточения, может отвлекаться от посторонних раздражителей;
— владеет развернутой речью, передающей отвлеченную от данной ситуации информацию; развита монологическая речь; умеет рассуждать, высказывать свои соображения;
— запоминает учебный материал, понимая его содержание;
— начинает использовать известные и изобретенные им самим способы запоминания и осознавать их;
— решает познавательные задачи на наглядно-образном или словесно-логическом уровнях;
— при решении познавательных задач использует мыслительные действия обобщения, классификации, схематизации, моделирования;
— проявляется способность понимать общие принципы, связи и закономерности, лежащие в основе научного знания;
— происходит постепенный переход от згоцентризма к децентрации (способность видеть предметы и явления с разных позиций);
— решение многих типов интеллектуальных задач происходит в образном плане, который способствует пониманию условий задач.
Возрастные показатели произвольности:
— организует и контролирует свою двигательную активность;
— самостоятельно выполняет ряд последовательных действий;
— действует по заданному наглядному образцу;
— подчиняет свои действия правилу;
— в ситуации выбора отдает предпочтение тем действиям, которые соответствуют требованиям взрослого.
Возрастные показатели личностного развития:
— сформирована иерархия познавательных, учебных, игровых и коммуникативных мотивов;
— в ситуации выбора отдает предпочтение учебным, игровым мотивам;
— сформированы: положительное отношение к школе; отношение к себе как к школьнику; ко взрослому как учителю;
— наблюдается критичность к своим возможностям и усилиям, прилагаемым для достижения результата;
— появляется способность к общению кооперативно-соревновательного типа и содержательной коммуникации, позволяющей понимать и учитывать действия и позиции партнеров-сверстников;
— пользуется доверием взрослого, проявляет самостоятельность в разнообразных ситуациях;
— обнаруживает сопереживание и взаимопонимание, общаясь с детьми;
— эмоционально оценивает ситуации, непосредственно его не касающиеся.
Показатели сформированности учебной деятельности:
— умение слушать и слышать, внимательно и точно выполнять последовательные указания педагога;
— умение осмысливать учебный материал, выделять в нем главное, самостоятельно действовать по заданию педагога;
— умение ориентироваться на систему условий задачи;
— умение осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности и ее результатов;
— умение оценивать результаты, исходя из предложенных педагогом критериев;
— развиты тонкие движения рук и зрительно-моторная координация.

4. Установлено, что неготовность ребенка к школьному обучению определяют следующие показатели
— дисгармоническое развитие интеллектуальных структур;
— несформированность познавательной мотивации (игровая мотивация преобладает над учебной);
— непонимание профессиональной роли учителя и неумение строить отношения в учебной деятельности;
— неадекватное отношение к себе и неумение оценивать причины своих неудач;
— недостаточно сформированные навыки сотрудничества со сверстниками в учебной ситуации;
— учебной деятельности

Maxvel

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector