Источники Римского частного права

Источники Римского частного права

1. Общая характеристика источников Римского права
2. Обычное право
3. Законы
4. Магистратское право (эдикты магистра)
5. Деятельность юристов
6. Постановления императоров

 

[attachment=1298]

1) Выражение «источники права» употребляются в различных смыслах:
1. Как источник содержания правовых норм
2. Как способ, форма образования, возникновения НП
3. Как источник познания права.
Источниками правообразования служили:
1. обычное право
2. Законы
3. Магистр. Право
4. Деятельность юристов Древнего Рима
5. Постановления императоров

2)В институциях Юстиниана проводятся различия между правом писанным и неписанным.
Писанное право – закон и другие нормы, исходящие от органов власти и зафиксированными в определенной редакции.
Неписанное право – нормы, складывающиеся в повседневной жизни в самой практике. Если эти сложившиеся в практике правила поведения людей не получают признания и защиты от государственной власти, то они остаются простыми обычаями. Если обычаи признаются и защищаются государством, они становятся юридическими обычаями и составляют обычное право. Обычное право представляется собой древнейшую форму образования Римского права. К обычному праву относят:
-обычаи предков
-обычная практика
-обычаи, сложившиеся в практике жрецов
-обычаи, сложившееся в практике магистрата
В имперский период применялся термин «обычай». Для обычного права не характерно выраженность его требований в скрупулезно точных постановлениях. Нормы, вытекающие из обычного права особые по содержанию и характеру. Главным образом это принцип предписания границ или типа дозволения правового поведения. Не всякий обычай мог признаваться юридическую правовую силу. Обычай не должен был противоречить закону. Для своего признания в качестве правового требования, то есть для дающих основания защиты судом обычай должен отвечать некоторым дополнительным критериям:
— должен выражать продолжительную правовую практику.
— должен выражать однообразную практику
— должен воплощать неотложную и разумную потребность в правовом регулировании ситуации.
Специфику правового применения обычая состоит в том, что тот кто ссылался на обычай должен был сам доказать факт его наличия.
По мере укрепления и расширения государства неписаное право становиться неудовлетворительной формой ввиду его неопределенности и медлительности образования.

3)Главным воплощением писаного права римская правовая культура считала законы. Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от органа, имеющего соответствующие полномочия, т.е. так или иначе воплощал весь римский народ и чтобы этот закон был надлежащим образом обнародован. Тайный правовой акт не мог иметь верховной силы.
Выдающийся памятник римского законодательства был издан в середине 5 века до н.э. – законы 12 таблиц. Законы были выставлены для обсуждения народом, утверждены народным собранием и приняты в качестве главнейшего свода права. Подлинный и полный текст закона не известен. Значение подлинных призвано как правило за 140 ?правопапок?, систематизированных по разделам:
1. о вызове в суд
2. о времени исков
3. о долговом рабстве
4. о порядке манципации при сделках
5. о завещании и семейных делах
6. о пользовании земельным участком
7. о воровстве
8. о личном оскорблении, обиде
9. об уголовных наказаниях
10. о порядке похорон и церемоний
11. о публичных делах в городе
12. о неиспрашивании привилегий

Законы 12 таблиц положили основание развития римского общегражданского права.
2 подвида римских законов:
• Закон – постановление народного собрания, т.е. всего римского народа. Имел высшую юридическую силу
• Плебисциту – указ и распоряжение плебейской части римской общины.

Законом считалось постановление, принятое в соответствующей процедуре и соответствующего содержания
Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законноизбраного магистрата и только в пределах его компетенции. Закон должен был содержать обязательные элементы:
1. введение или обстоятельства его издания
2. текст, который мог подразделятся на главы и т.п.
3. санкции

4)Термин «эдикт» происходит от слова «дино» — говорить. Первоначально обозначалось устное объяснение магистрата по тому или иному вопросу, затем эдикт получил специальное значение программного обозначения, которое по установленной практике уже в письменной форме делали республиканские магистры при вступлении в должность. В эдиктах объявлялись также правила, которые будут лежать в основе деятельности магистрата каких случаях будут даваться иски и т.д. Формально эдикт был обязательным только для того магистрата, в котором он был издан и соответствовал только на тот год, в котором магистрат исполнял свои обязанности. Однако фактически те пункты эдикта, которые выражали интересы господствующих классов, повторялись и в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение.

5)Составление юридических документов требовало специальных знаний. Право древнего Рима имело строгий, формальный характер, несоблюдение формы документа, малейшее неточность лишали данный акт юридической силы. В своей деятельности римские юристы сочетали теорию и практику, они толковали право не по букве, а по смыслу, исходя из практической целесообразности. Признание римских граждан равноправными по закону и справедливости.
Деятельность юристов выражалась в 3 формах:
1) в выработке образцовых форм для различных юридических сделок.
2) консультация по сложным вопросам
3) советах процессуального характера

В процессе толкования права особенно в сфере имущественных отношений, юристы дополняли изменениями, а порой фактически отменяли устаревшие нормы и составляли новые, создаваемые юристами права, по существу было таким же источником как и обычное право. В 426 году был издан специальный закон регулирующий деятельность юриста для судебной практики. Согласно закону можно только 5 юристов — это Имилия Польпиана, Гая, Павла, Ульпиана, Мадестина признавались обязательными для судей. Кроме этого римские юристы издавали многочисленные юридические трактаты, монографии и учебные руководства. Наиболее авторитетными и известными стали фрагменты Ульпиана «Сентенции», Юлия Павла, а также учебное руководство для начинающих правоведа и судьи Гая «Институции».

6)Укрепление императорской власти привело к тому, что единоличные распоряжения императора стало признаваться законом, действовал принцип «что угодно императору, то имеет силу закона, а сам император законами не связан». Императорские распоряжения носившие общее наименование конституции существовали 4 видов:
a. эдикты – общие распоряжения, обращенные к населению
b. рескрипты – распоряжения по отдельным делам
c. мандаты – институции, дававшиеся императорским чиновникам
d. декреты – решения по поступившим к императору спорным делам
В период абсолютной монархии императорские законы стали именоваться

Maxvel

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector