Основы права часть 1 (1-25)

Шпоры по предмету «Основы права»

1.Понятие и сущность государства.
Государство — это политико-территориальная, суверенная организация, предназначенная для управления обществом и обладающая аппаратом принуждения, обеспечивающего посредством норм права первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий — интересы всего народа. Признаки государства: 1) обязательные: А) наличие определенных внешних границ и внутреннего административно-территориального деления; Б) наличие гражданства (подданства) людей, населяющих данное государство; В) наличие особой публичной власти, выделенной от общества (государственный аппарат, армия, милиция); Г) наличие налогов и сборов для содержания публичной власти; Д) наличие государственного суверенитета, т. е. самостоятельности государства, его независимости в осуществлении власти на своей территории и во взаимоотношениях с другими государствами; Е) издание правовых норм, т. е. общеобязательных правил поведения для регулирования основных общественных отношений внутри страны и во взаимоотношениях с другими странами. 2) дополнительные — наличие символов (герб, флаг, гимн). Выделяют следующие подходы к исследованию понятия и сущности государства: 1) политико-философский. Представители данного подхода рассматривают государство как универсальную организацию, призванную обеспечивать целостность общества и регулировать взаимоотношения власти и народа; 2) классовый. Сторонники данного подхода считают, что государство — это организация экономически-господствующего класса; 3) правовой. Представители данного подхода считают, что государство — это источник права и закона, которые необходимы для установления порядка в обществе.
Эти подходы не исключают друг друга, а в своей совокупности помогают понять сущность государства. Таким образом, сущность государства выражается в том, что это исторически-обусловленная, выделенная из общества, универсальная, наиболее совершенная политическая организация, предназначенная для управления обществом, которая в процессе исторического развития из средства насилия все больше превращается в средство обеспечения социального прогресса, т. е. социальное государство.

2.Понятие и сущность права.
Право — это система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых государством, а также принимаемых путем референдума, выражающих общепризнанные человеческие ценности и регулирующих общественные отношения.
В структуре права выделяют следующие элементы: 1.правосознание — совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. 2.правовые нормы – это общеобязательные правила поведения установленное государством и направленное на регулирование общественных отношений. 3.правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами права. В зависимости от того, какому из этих элементов отдается первостепенное значение, выделяют различные подходы к определению понятия и сущности права: 1.нравственный (философский); 2.нормативный; 3.социологический. В последнее время выделяют интегративный подход, который признает равную значимость всех составных элементов права.

4. Функции государства: понятия и виды.
Функции государства – основные направления деятельности государства, выражающие сущность и назначение государства. Функции государства подразделяются на: внутренние и внешние. Внутренние функции делятся на. 1. Экономическая функция – выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики его развития в оптимальном режиме. 2. Социальная функция – государство принимает меры к обеспечению достойного уровня жизни своих членов. 3. Функция финансового контроля – выражается в осуществлении государством контроля за доходами, поступающими в бюджет в виде налогов, и расходованием этих денежных средств. 4. Правоохранительная функция – осуществляет деятельность по обеспечению законности и поддержания правопорядка. 5.Экологическая функция. Внешние функции делятся на. 1. Защита общества и государства от внешней угрозы – предполагает строительство вооруженных сил, создание и деятельность контрразведки, охрану государственных границ. 2. Взаимодействие с другими государствами и международными организациями.

5.Функции и значения права.
Функции права — это способы воздействия права на общественные отношения, определяемые назначением права, на различных этапах его исторического развития.
Классификация функций права:1)Регулятивно-статическая (закрепительная) функция заключается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в различных нормативных правовых актах. 2)Регулятивно-динамическая функция права проявляется в его воздействии на общественные отношения, прежде всего путем проведения экономических, социальных и политических реформ. 3)Регулятивно-охранительная функция права — это такой вид правового воздействия, который предусматривает защиту регулируемых правом политических, экономических, социальных и других общественных отношений. 4)Воспитательная функция права проявляется, прежде всего, в том, что она направлена на убеждение населения в справедливости закрепленных в нормативных правовых актах общеобязательных правил поведения, основ существующего строя, проводимых органами власти политики, экономических реформ и т. д.

3.Основные теории возникновения государства и права.
1. Теологическая (религиозная) теория. Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Теологическая теория призывает: 1. принять государство и власть как данность, полученную свыше; 2. признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский — представитель Бога на Земле, монархи — представители Папы и через него Бога в своих государствах); 3. полностью и во всем подчиняться власти — небесной (божественной), т. е. церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, — т. е. монархам и государству; 4. не пытаться изменить установленный Богом порядок. 2. Патриархальная теория. Суть патриархальной теории возникновения государства в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (т. е. государство — это своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей). Согласно патриархальной теории:1. монарх является отцом всего народа; 2.благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы; 3.король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи); 4.власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема; 5.подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу. 3. Договорная теория. Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый «общественный договор». Смысл идеи «общественного договора» в следующем: 1. первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии; 2. каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к «войне всех против всех»; 3.в результате «войны всех против всех» неорганизованное общество могло уничтожить само себя; 4. чтобы этого не случилось, люди заключили «общественный договор», в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания; 5. в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной зашиты — государство. 4.Органическая теория. Суть органической теории возникновения государства в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму: 1. люди образуют государство, как клетки — живой организм; 2. государственные институты подобны частям организма: правители — головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы — кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) — рукам и т. д.; 3.между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные. 5.Психологическая теория. Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека. Под данными свойствами подразумеваются: 1.желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным; 2.желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми; 3.способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле; 4.желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов, сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. 6. Теория насилия. По мнению данных авторов, государство возникло путем насилия: 1.одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства; 2.одних государств над другими (завоевания, порабощения, колониальная политика).Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством: 1.сбор дани дружинниками;2.расширение подвластных королю (феодалу) территорий;3.огораживание (сгон крестьян с их земли и присвоение данных угодий);4.иные формы насилия.7. Ирригационная (водная) теория. Суть данной теории в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация). 8.Экономическая (классовая) теория. Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:1.произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля); возник прибавочный продукт; 2.в результате присвоения чужого труда (в виде прибавочного продукта) произошло расслоение общества на классы — эксплуатируемых и эксплуататоров; 3.появились частная собственность и публичная власть; 4.для поддержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми был создан специальный аппарат принуждения — государство.

6.Понятие формы государства и ее элементы.
Форма государства — такое строение государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, методы, приемы и способы осуществления государственной власти, территориальную организацию населения.
Формы государства. 1. Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. 2. Форма государственного устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти. 3.Политический режим — совокупность способов и методов осуществления власти государством.
7.Формы правления: понятие, разновидность.
Формы правления подразделяются на монархию и республику.
Монархия — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военоначальники, предводители разросшихся семейных или соседских общин, руководители храмов и т. п. Основными признаками классической монархической формы правления являются: 1)существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах); 2)наследственный порядок преемственности верховной власти; 3)представительство государства монархом по своему усмотрению; 4)юридическая безответственность монарха.
Республика — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими признаками республиканской формы правления являются: 1)существование единоличного и коллегиального главы государства; 2)выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; 3)осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа; 4)юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; 5)обязательность решений верховной государственной власти.

8. Монархия как форма правления, виды монархии.
Основными признаками классической монархической формы правления являются: 1)существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах); 2)наследственный порядок преемственности верховной власти; 3)представительство государства монархом по своему усмотрению; 4)юридическая безответственность монарха.
В свою очередь монархия делится на следующие виды. 1. Абсолютная монархия — такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. 2. Дуалистическая монархия предполагает разделение государственной власти между монархом и парламентом: исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная — парламенту. Однако во многих случаях парламент находится в зависимости от монарха, который обладает правом вето в отношении принимаемых парламентом законов. 3. Конституционная (парламентарная) монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию. Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками: 1)правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент; 2)лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;3) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической; 4) законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; 5) правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.4.Теократическая монархия. В ряде монархических стран (Саудовская Аравия и др.) глава государства возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной.
9.Республика как форма правления, виды республик.
Республика — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими признаками республиканской формы правления являются: 1)существование единоличного и коллегиального главы государства; 2)выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; 3)осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа; 4)юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; 5)обязательность решений верховной государственной власти.
Виды республик. 1. Парламентская республика — разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. 2. Президентская республика — одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках Президента полномочия главы государства и главы правительства. Наиболее характерные черты президентской республики: 1. внепарламентский метод избрания Президента и формирования правительства; 2. ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом; 3. более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства. 3. Смешанные (полупрезидентские) республики отличаются своеобразным сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассматриваемых ранее типов республики черт. Например, одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является, в частности, возможность роспуска парламента или одной из его палат по инициативе президента в случае конфликта между правительством и парламентом.

10. Формы государственного устройства: понятия и виды.
Форма государственного устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.
Формы государственного устройства. 1. Унитарное государство — это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Унитарное государство характеризуется следующими признаками: 1)унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами; 2)на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство; 3)составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают; 4)унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию; 5)все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене; 6)имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти. 2. Федеративное государство представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:1)территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т. д.; 2)в союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам; 3)субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы; 4)в большинстве федераций существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц; 5)при федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.3. Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Конфедерация характеризуется следующими чертами: 1)конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличие от федерации; 2)конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета; 3)сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во

11.Политический режим. Понятия и виды.
Политический режим — совокупность способов и методов осуществления власти государством.
Политические режимы. 1)Недемократические режимы – это политический режим, который характеризуется несоблюдением прав и свобод человека и установлением диктатуры одного или несколько лиц. В свою очередь недемократический режим делится на: 1. Тоталитарный режим – это политический режим, характеризующийся полным подчинением общества власти правящей элиты. Признаки тоталитарного режима: 1. Наличие одной правящей партии. 2. Происходит сравнение партии с государством. 3. Наличие одной официальной идеологии. Для данной идеологии характерна вера в скорое наступление «светлого будущего». 4. Наличие монополии на информацию. 5. Применение насилия как средства внутренней политики. 6. Подчинение экономике государству. 7. Стремление государства к полному контролю над обществом. 2.Авторитарный режим – это режим, в основе которого лежит власть авторитета. Признаки авторитарного режима:1. Власть сосредоточена в руках одного лидера или группы лиц, народ не участвует в формировании власти и не контролирует ее. 2. Централизация власти. 3. Запрещение полицейской оппозиции. 4. Опора на полицейский и военный аппарат. 5. Судебные органы в таком государстве выступают в качестве вспомогательного инструмента. 3. Военный режим. Признаки военного режима: 1. Власть переходит к военной группировке вследствие военного переворота. 2. Конституцию заменяют акты военных властей, пришедших к власти. 3. Политические партий, парламент, местные органы власти расформировываются и их замещают военные организации. 4. Права и свободы прав человека в значительной степени ограничиваются. 2) Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов. Конкретно режим демократической власти выражается в следующем:1.режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества; 2.реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях; 3.создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на характер государственной власти; 4.в демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия; 5.власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства; 6.основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм; 7.государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества. Юридические гарантии демократического режима закреплены в Конституции Республики Беларусь и текущем законодательстве.

12.Понятие и сущность правового нигилизма.
Правовой нигилизм — отрицание права, неверие в него. Правовой нигилизм проявляется по-разному: от скептического, неуважительного отношения к роли и значению права до полного неверия в значение права и негативного отношения к нему.
Пути профилактики правового нигилизма:1.обеспечение качества принимаемых законов; 2.упрочнение законности и правопорядка; 3.совершенствование юридического образования; 4.наличие в стране правосудия; 5.повышение уровня правовой культуры населения, государственных служащих, профессиональная культура юристов.

13. Система права, ее отличия от системы законодательства.
Система права — соединение действующих в стране норм права в единое целое. Структура системы права:1.Норма права — общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством, направленное на урегулирование общественных отношений. 2.Отрасль права — совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения. 3.Институт права — входящая в определенную отрасль права группа взаимосвязанных норм, регулирующая определенную разновидность однородных общественных отношений.4. Подотрасль права — группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения. Структура нормы права:1.Гипотеза — элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. 2.Диспозиция — элемент правовой нормы, в котором указывается, каким может быть или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой. 3.Санкция — элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры государственного воздействия могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией. Система права и система законодательства взаимосвязаны между собой. Система законодательства — внешняя форма права, а система права — его содержание, внутренняя структура. Так, например, уголовное право получило внешнее выражение в виде Уголовного кодекса, гражданское — Гражданского кодекса и т. д.

14.Понятие, предмет и источники конституционного права.
Конституционное право — это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих организацию государственной власти, структуру органов государства и их полномочия, правовой статус личности и другие вопросы государственного и общественного устройства. Предмет конституционного права — совокупность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права. Источники конституционного права — нормативные правовые акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы. К источникам конституционного права относятся: Конституция Республики Беларусь; законы, принимаемые Парламентом; декреты, издаваемые Президентом Республики Беларусь, имеющие силу законов; указы, распоряжения Президента Республики Беларусь; постановления палат Парламента Республики Беларусь; регламенты палат Парламента Республики Беларусь; заключения Конституционного Суда Республики Беларусь; акты международного права (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека и др.).

15.Конституционный строй, ее основные элементы.
Конституционный строй — форма организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует как конституционное государство. Принципы конституционного строя:1.народовластие; 2.разделение и взаимодействие властей; 3.государственного суверенитета; 4.выделение прав и свобод человека в качестве высшей ценности государства; 5.политический плюрализм; 6.многообразие форм экономической деятельности; 7.полноправное участие Республики Беларусь в мировом сообществе на основе приоритета общепризнанных принципов международного права. Элементы конституционного строя: 1) Политическая система. 2) Экономическая система. 3) Социальная структура. 4) Внешнеполитическая деятельность. 5)Защита отечества.

16.Понятия и принципы гражданства.
Гражданство — это принадлежность лица к определенному государству, представляющая собой устойчивую политико-правовую связь между государством и личностью, предполагающая наличие у них взаимных прав и обязанностей.
Принципы гражданства Республики Беларусь:1.равное гражданство; 2.недопустимость лишения гражданства; 3.защита государством прав граждан как на своей территории, так и за ее пределами; 4.устойчивость гражданства; 5.сохранение гражданства при заключении и расторжении брака с лицом, состоящим в иностранном гражданстве; 6.недопустимость выдачи гражданина Республики Беларусь другому государству; 7.непризнание за гражданами Республики Беларусь двойного гражданства.

17.Основания прекращения гражданства.
Основания прекращения гражданства Республики Беларусь: 1. Выход из гражданства. 2. Утрата гражданства
Выход из гражданства Республики Беларусь происходит по вине гражданина Республики Беларусь. Статья 20 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», предусматривает условия, при наличии которых не допускается выход из гражданства Республики Беларусь: лицо является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; лицо имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед Республикой Беларусь, ее юридическими и физическими лицами; лицо не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения.
Утрата гражданства происходит по вине гражданина Республики Беларусь.
Обстоятельства, при которых лица утрачивают гражданство Республики Беларусь:
1. вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 20 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь»; 2.по заявлению родителей (единственного родителя) в отношении ребенка, приобретшего по рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданство Республики Беларусь. Утрата гражданства Республики Беларусь ребенком в возрасте от 14 до 18 лет допускается только с согласия ребенка, выраженного в письменной форме и нотариально удостоверенного; 3. по основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь. Решение о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь отменяется, если оно было принято на основании представленных заведомо ложных сведений или подложных документов. Отмена решения о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь производится Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом, принявшим это решение. Отмена данного решения возможна в течение семи лет со дня его принятия. Решение о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь в случае его отмены считается недействительным со дня его принятия.

18. Избирательная система. Этапы проведение выборов.
Избирательная система — это установленный в государстве порядок организации и проведения выборов.
В выборах не участвуют: 1.граждане, признанные судом недееспособными; 2.лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения — содержание под стражей. Этапы проведения выборов: 1. Порядок назначения выборов и образования избирательных округов (от каждого округа избирается один депутат). При выборах президента не образуются избирательные округа. 2. Порядок образования избирательных участков. 3. Образование системы избирательных комиссией и определение их полномочий. Фактически всю работу по проведению выборов проводят избирательные комиссии во главе с центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов. 4. Составление списков избирателей по избирательным участкам. 5. Выдвижение и регистрация кандидатов в президенты, в депутаты, члены Совета республики. 6. Определение гарантий деятельности кандидатов в президенты и в выборные органы. 7. Установления порядка голосования и подведение итогов первого тура выборов. 8. Определение порядка подведения и опубликования итогов первого тура выбора. 9. Правила о втором туре голосования, повторных выборов, выборов депутатов Советов депутатов, палаты представителей, вместо выбывших депутатов, членов совета республики.

19.Понятие, характеристика и значение референдума.
Референдум — порядок принятия решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни прямым голосованием избирателей.
По сфере применения референдумы подразделяются на: 1.Республиканский референдум проводится в масштабе всего государства.2.Местный референдум проводится на местном (региональном) уровне.
Решения, принимаемые на референдуме, бывают: 1.Обязательное решение является окончательным, не нуждается в каком-либо утверждении, может быть изменено или отменено лишь путем другого референдума.2.Консультативное решение для государственных органов носит рекомендательное значение.
Вопросы, которые нельзя выносить на референдум:
1. о нарушении территориальной целостности в Республике Беларусь; 2. о принятии чрезвычайных мер по охране общественного порядка, защите здоровья, о безопасности 3. населения; 4. о налогах; 5. об амнистии; 6. о помиловании; 7. о бюджете и др.

20. Президент: порядок выборов президента, основные полномочия.
Президентом РБ может быть избран только гражданин РБ по рождению и проживающий на территории РБ не менее 10 лет. Установлен также возрастной ценз: человек не моложе 35 лет. Срок полномочий Президента—5 лет, при этом одно и то же лицо не может быть Президентом более 2 сроков.
Кандидаты в Президенты выдвигаются гражданами РБ при наличии не менее 100 тыс. подписей. Выборы назначаются Палатой представителей не менее, чем за 5 мес. И проводятся не позднее, чем за 2 мес. До истечения срока полномочий предыдущего Президента. Если должность Президента оказалась вакантной или он не может исполнять свои обязанности по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до вступления в должность нового Президента переходят к Премьер-министру.
Выборы резидента проводятся тайным голосованием на основе всеобщего свободного равного и прямого избирательного права в 2 тура. Для избрания в 1 туре кандидат должен набрать больше ½ голосов граждан РБ, принявших участие в выборах. Если ни 1 из кандидатов в Президенты не набрал требуемого количества, то в двухнедельный срок проводится 2 тур голосования по 2 кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов в 1 туре. Избранным во втором туре считается кандидат, за которого проголосовало больше ½ избирателей, включенных в списки избирателей. При вступлении в должность Президент приносит присягу
Полномочия Президента Республики Беларусь: 1) назначает республиканские референдумы; 2) назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы. 3) назначает на должность и освобождает от занимаемой должности высших должностных лиц; 4) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь; 5) обращается с ежегодными посланиями к Парламенту и участвует в работе Парламента; 6) решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища; 7) устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания; 8) принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств; 9) осуществляет помилование осужденных; 10) ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах; 11) в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок;12) подписывает законы; 13) вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию;

21.Понятие, структура и компетенция Парламента РБ.
Парламент (Национальное собрание Республики Беларусь) — представительный и законодательный орган Республики Беларусь. Структура Парламента Республики Беларусь: 1.Палата представителей. 2. Совет республики. Палата представителей. Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Одно и то же лицо не может быть членом двух Палат одновременно. Срок полномочий Парламента 4 года. Основные полномочия Палаты представителей:1.рассмотрение проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции; 2.рассмотрение проектов законов; 3.внесение предложений о проведении референдумов, назначение выборов Президента; 4.дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра; 5.рассмотрение вопросов об отставке и досрочном освобождении либо смещении с должности Президента и др. Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений. Совет республики. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет. Основные полномочия Совета Республики: 1.одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов; 2.дает согласие на назначение Президентом Председателей высших судебных инстанций, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; 3.избирает шесть судей Конституционного Суда; 4.избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов; 5.отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству; 6.принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом. Решения Совета Республики принимаются в форме постановлений.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек и реализуется в Палате представителей. Любой законопроект, как правило, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более двадцати дней. Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей. Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.

22.Понятие и состав Правительства РБ.
Правительство Республики Беларусь (Совет Министров)— это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Срок полномочий Правительства строго не определен. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Состав Правительства Республики Беларусь: Премьер-министр, его заместители и министры. Работой Правительства руководит Премьер-министр, который назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Полномочия Премьер-министра: 1.осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу; 2.подписывает постановления Правительства; 3.представляет Парламенту программу деятельности Правительства; 4.информирует Президента об основных направлениях своей деятельности и др. Правительство или любой член Правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей.

23. Судебная система РБ.
Судебная власть — это разновидность государственной власти, осуществляемой судами в рамках установленной законом процедуры по рассмотрению дел о конституционности нормативных актов, разрешению уголовных, гражданских, административных и иных споров.
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской. Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях — единолично судьями. Разбирательство дел во всех судах открытое, т. е. предполагает возможность присутствия на нем любых граждан, помимо участников процесса. Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом. Система судебной власти — это совокупность судов, осуществляющих судебную власть. Высшие судебные инстанции Республики Беларусь: 1.Верховный Суд, 2. Высший; хозяйственный Суд; 3.Конституционный Суд. Судебная система включает в себя: 1. Общие суды — они находятся во всех городах и занимаются рассмотрением административных, гражданских и уголовных дел. 2. Хозяйственные суды – они находятся в областных центрах и городе Минске и занимаются рассмотрением хозяйственных споров между предприятиями. 3. Конституционный суд – осуществляет контроль за соблюдением конституции.

24.Понятие, предмет и система административного права.
Административное право — это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в области исполнительной и распорядительной деятельности органов государственного управления. Предмет административного права — совокупность общественных отношений, регулируемых нормами административного права. Источники административного права — нормативные правовые акты, в которых содержатся административно-правовые нормы. Специализированным источником административного права является Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

25. Понятие и сущность административных правоотношений.
Административные правоотношения — это регулируемые нормами права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, исполнительной и распорядительной деятельности.
Структура административных правоотношений: 1.Объект — это то, по поводу чего возникают административные правоотношения. Общим объектом административного права является управленческая сфера. Непосредственным объектом — взаимоотношения между субъектами применительно к осуществлению конкретного вопроса. 2.Субъектами административно-правовых отношений являются лица, участвующие в данном правоотношении. Ими могут быть как физические, так и юридические лица. Все субъекты административных правоотношений должны обладать административной правосубъектностью. Административная правосубъектность состоит из: а) Административная правоспособность — это установленная и охраняемая государством возможность (способность) конкретных субъектов иметь права и нести обязанности в сфере государственного управления, исполнительной (распорядительной) деятельности. б) Административная дееспособность — это процесс практической реализации правоспособности субъектом административно-правовых отношений, т. е. способность сознательно и самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в сфере государственного управления, исполнительной (распорядительной) деятельности. Административная правоспособность у физических лиц возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Административная дееспособность полная возникает с 18-ти лет. Административная правоспособность и дееспособность у юридических лиц совпадает и возникает с момента их образования (или регистрации). 3. Содержание — это совокупность прав и обязанностей субъектов. 4. Юридические факты — действия (правомерные или неправомерные) или события, с наличием которых законодатель связывает возникновение, существование и прекращение административных правоотношений. Например: события — рождение, смерть человека, достижение 16-летнего возраста; действия — совершение правонарушения.

Основы права часть 2

Maxvel

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector