Основы права часть 2 (26-50)

Шпоры по предмету «Основы права»

26.Административная ответственность. Обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Административная ответственность — один из видов юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение. Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением: 1.Крайняя необходимость. 2.Необходимая оборона. 3. Обоснованный риск. 4.Причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение.Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:1.чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение; 2.предотвращение виновным вредных последствий совершенного правонарушения; 3.добровольное возмещение или устранение причиненного вреда; 4.наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение малолетнего ребенка; 5.совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 6.совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств; 7.совершение правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет; 8.совершение правонарушения беременной женщиной. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:1.продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его; 2.совершение административного правонарушения повторно; 3.вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение; 4.совершение административного правонарушения группой лиц; 5.совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; 6.совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни; 7.совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна лицу, совершившему административное правонарушение; 8.совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для правонарушителя, страдающего психическим заболеванием или слабоумием; 9.совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ; 10.совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей.

27.Понятие и признаки административного правонарушения.
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Признаки административного правонарушения: 1.Общественная опасность означает, что любой административный проступок, посягая на те или иные общественные отношения, причиняет им вред, нарушает их упорядоченность, согласованность, гармоничность и т. д. Исходя из степени общественной опасности, решается вопрос об отграничении административных проступков от преступлений. 2.Противоправность означает, что государство, признавая то или иное деяние общественно опасным, устанавливает правовой запрет на его совершение. Противоправность деяния заключается в том, что лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действие, предписанное такой нормой. 3Виновность означает психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному деянию, а также к наступившим последствиям. 4Наказуемость означает, что общественно опасное, противоправное, виновное деяние может быть признано административным правонарушением только тогда, когда за его совершение законодателем предусмотрена административная ответственность.

28.Понятие и элементы состава административного правонарушения.
Состав административного правонарушения — это совокупность объективных и субъективных элементов, характеризующих деяние как административное правонарушение.
Состав административного правонарушения состоит из 4 элементов:. 1.Объектом состава административного правонарушения являются общественные отношения, на которые посягает правонарушитель. 2.Объективная сторона состава административного правонарушения характеризует внешнюю сторону поведения нарушителя правовой нормы и выражается в действии или бездействии, наступивших последствиях и причинной связи между деянием и наступившим результатом. 3.Субъектом состава административного правонарушения являются физические лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста (в отдельных случаях — 14-летнего возраста), вменяемые, а также юридические лица. 4.Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется психическим отношением правонарушителя к совершенному деянию и наступившим последствиям. Она включает вину нарушителя, мотивы, которыми руководствовался субъект,
и цели, которые он преследовал.

29.Понятия и виды административных взысканий.
Административное взыскание — это мера ответственности, которая применяется уполномоченными на то органами или должностными лицами за совершение административного правонарушения.
Виды административных взысканий. Предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основных административных взысканий. Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания. Конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются в качестве дополнительного взыскания.
За одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительные административные взыскания из числа указанных в санкции определенной статьи Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

30.Понятие, предмет и система уголовного права.
Уголовное право — это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, содержащих описание признаков, позволяющих признавать деяние преступлением и определить основания и пределы уголовной ответственности, а также основания освобождения от уголовной ответственности.
Предмет уголовного права — совокупность общественных отношений, регулируемых нормами уголовного права. Источники уголовного права — нормативные правовые акты, в которых содержатся уголовно-правовые нормы. Специализированным источником уголовного права является Уголовный кодекс Республики Беларусь.

31.Понятие и признаки преступалений.
Преступление — это совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания.
Признаки уголовного преступления: 1. Общественная опасность – означает, что для человека, общества и государства существует опасность в виде преступления. 2. Виновность – (преступление может быть совершено умышлено или по неосторожности) при умышленной форме вины лицо совершившее преступление сознавала общественно-опасный характер своего деяния, предвидела его последствия и желало их поступления. При неосторожной форме вины лицо не предвидело общественно-опасных последствий при наличии возможности предвидеть эти последствия. 3. Противоправность – в ходе преступления нарушаются права и интересы человека, общества и государства. 4. Наказуемость.

32.Понятие и элементы состава преступления.
Состав уголовного преступления — это совокупность объективных и субъективных элементов, характеризующих деяние как административное правонарушение. Состав уголовного преступления состоит из 4 элементов:1.Объект преступления — это общественные отношения, которым преступлением причиняется вред. 2.Объективная сторона преступления характеризует внешнюю сторону поведения нарушителя правовой нормы и выражается в действии или бездействии, наступивших последствиях и причинной связи между деянием и наступившим результатом. 3.Субъектом преступления являются лица, достигшие к моменту совершения преступления 16-летнего возраста (в некоторых случаях 14-летнего возраста), вменяемые. 4.Субъективная сторона преступления характеризуется психическим отношением правонарушителя к совершенному деянию и наступившим последствиям. Она включает вину нарушителя, мотивы, которыми руководствовался субъект, и цели, которые он преследовал.

33. Понятие и цели уголовной ответственности.
Уголовная ответственность – выражается в осуждении от имени РБ по приговору суда лица, совершившего преступление, и применении на основе осуждения наказания либо иных мер уголовной ответственности. Цели уголовной ответственности – является исправления лица, совершившего преступление, предупреждение совершения новых преступлений как осужденным, так и другими лицами. Цели уголовной ответственности: 1. Первая цель — заключается в исправлении осужденного. Исправление предполагает превращение преступника в законопослушного человека. Задача-миниму: убедить и заставить осужденного хотя бы под страхом наказания не нарушать уголовный закон, не совершать в будущем новых преступлений. 2.Вторая цель – предупреждения совершения новых преступлений осужденным (частное предупреждение). Она достигается по средством установления над осужденным в период судимости официального контроля, как в процессе исполнения наказания, так и после его отбытия. 3. Третья цель уголовной ответственности – предупреждение преступлений со стороны лиц, склонных к антиобщественному поведению (общее предупреждение). Данная цель достигается обеспечением неотвратимости уголовной ответственности и строгостью мер уголовно-правового воздействия. Недопустимо ради устранения лиц, склонных к совершению преступления, игнорировать принцип справедливости и наказать отдельных преступников чрезмерно сурово.

34.Понятия и виды уголовных наказаний.
Наказание является принудительной мерой уголовно-правового воздействия, применяемой по приговору суда к лицу, осужденному за преступление, и заключающейся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного. Виды уголовных наказаний. 1) Основные: общественные работы; штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; исправительные работы; ограничение по воинской службе; арест; ограничение свободы; направление в дисциплинарную часть; лишение свободы; пожизненное заключение; смертная казнь.2) Дополнительные: лишение воинского или специального звания; конфискация имущества.
Общественные работы, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могут быть как основными, так и дополнительными.

35.Понятие, предмет, система и метод финансового права.
Финансовое право — это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства. Предмет финансового права — совокупность общественных отношений, регулируемых нормами финансового права и возникающих в процессе финансовой деятельности государства. Источниками финансового права признаются нормативные акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие процесс финансовой деятельности государства. Финансовое право не имеет самостоятельного метода правового регулирования и использует административно–правовой метод или метод государственно–властных предписаний, для которого характерны императивный характер, неравное положение сторон. Один из участников в этих отношениях, выступающий от имени государства, наделен властными полномочиями относительно других участников.

36.Понятие и сущность финансовых правоотношений.
Финансовые правоотношения — общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и урегулированные нормами финансового права.
Особенности финансовых правоотношений:
1.финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства;
2.финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных правоотношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов государства;
3.одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает государство или уполномоченный им орган;
4.права и обязанности участников финансовых правоотношений устанавливаются государством и выражаются в нормативных правовых актах, они не могут определяться соглашением сторон.
Указанные особенности характерны для всех финансовых правоотношений: бюджетных, налоговых, кредитных и т. д. Для финансовых правоотношений необходимо наличие всех указанных черт одновременно.

37. Понятия и виды финансового контроля в РБ.
Финансовый контроль — это деятельность компетентных государственных органов, направленная на осуществление контроля за законностью, правильностью и экономической целесообразностью деятельности участников финансовых отношений по планомерному образованию, распределению и использованию государственных денежных средств.
Виды финансового контроля по органам его осуществляющим. 1.Государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля, а также финансовые и налоговые органы, Национальный банк. 2.Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, государственные комитеты ведомства, другие органы управления по отношению к подведомственным им организациям. В этих целях в их составе создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы и т. д.). 3.Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятия в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемой бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта. Основным звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный бухгалтер. 4.Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторы при наличии лицензии. Аудиторские организации оказывают помощь в организации бухгалтерского учета, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых государственными финансовыми органами. Этот контроль платный. Между аудитором и клиентом заключается соответствующий договор. 5.Общественный финансовый контроль осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в организациях на общественных началах. К данному виду контроля относятся обращения граждан в правоохранительные, контрольные органы, средства массовой информации, которым сообщают о фактах злоупотреблений в финансовой сфере.

38.Бюджетное устройство, его принципы.
Бюджетное устройство — организация бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь, и определяется административно-территориальным делением Республики Беларусь. Единство бюджетной системы. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Полнота бюджетов обеспечивается включением в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств. Реальность бюджетов обеспечивается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета. Гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Самостоятельность бюджетов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом Республики Беларусь, местных бюджетов — решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

39.Понятие и источники налогового права. Налоговые правоотношения.
Налоговое право – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, порядка исчисления и взимания в доход государства налоговых платежей. Источниками налогового права являются Конституция РБ и принимаемые в ее развитие законы РБ. Вопросы установления местных налогов и сборов закон относит к компетенции местных Советов депутатов. Основным содержанием налоговых правоотношений является одностороннее обязательство плательщика своевременно внести в доход государства установленную законном сумму денежных средств. Налоговые правоотношения могут существовать при наличии соответствующих законодательных актов. Важнейшей особенностью налоговых правоотношений является также то, что они возникают и существуют только между государством и налогоплательщиком, т.е. одной из сторон этих правоотношений всегда выступает государство. В соответствии с налоговым кодексом налоговая система включает: 1.республиканские налоги, сборы; 2.местные налоги и сборы; 3.Налоги, сборы, подпадающие под особые режимы налогообложения. Существует достаточно большое количество признаков, на основании которых налоги относятся к различным классификационным группам. Прежlе всего, они подразделяются на прямые и косвенные. В основе разделения лежат объект обложения и взаимоотношения плательщика с государством. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доходы и имущество. Юридический и фактический плательщики в данном случае совпадают. К прямым налогам относятся налог на прибыль, налог на доходы, налог на недвижимость, земельный налог, подоходный налог с граждан. К косвенным относятся налоги на товары и услуги, по ним юридический и фактический плательщики не совпадают. В Беларуси основными косвенными налогами являются налог на добавленную стоимость и акцизы.

40.Понятие, предмет, источники гражданского права.
Гражданское право — это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих на началах равенства сторон товаро-денежные и иные имущественные отношения, связанные с имущественными личные неимущественные отношения и личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными. Предмет гражданского права — это круг отношений, регулируемых гражданским законодательством. В него входит три группы отношений:1. имущественные; 2. личные неимущественные, связанные с имущественными; 3. личные неимущественные, не связанные с имущественными. Источники гражданского права — нормативные правовые акты, в которых содержатся гражданско-правовые нормы. Специализированным источником гражданского права является Гражданский кодекс Республики Беларусь.

41. Понятие и сущность гражданских правоотношений.
Гражданское правоотношение представляет собой юридическую связь между участниками урегулированного гражданским правом имущественного или личного неимущественного отношения, выражающуюся в наличии у них взаимных субъективных прав и обязанностей. Элементами структуры гражданских правоотношений являются объект, субъект и содержание. 1.Объект — это то, по поводу чего возникают гражданские правоотношения. Классификация объектов гражданских правоотношений: материальные блага; нематериальные блага; работы и услуги; охраняемая информация; результаты интеллектуальной деятельности. 2.Субъекты — это лица, участвующие в гражданском правоотношении. Классификация субъектов гражданских правоотношений: физические лица; юридические лица; РБ; административно-территориальные единицы РБ. К гражданам (физическим лицам) относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства. К юридическим лицам относятся организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцами и ответчиками в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Все субъекты гражданских правоотношений должны обладать гражданской правосубъектностью, в которую входит гражданская правоспособность и гражданская дееспособность. Гражданская правоспособность у физического лица возникает с момента рождения и прекращается с момента его смерти. Полная гражданская дееспособность возникает с 18 лет, кроме случаев эмансипации. Эмансипация — предоставление полной дееспособности несовершеннолетнему, достигшему 16 лет, работающему по трудовому договору или занимающемуся предпринимательской деятельностью. Существует еще одна возможность приобретения полной дееспособности до 18 лет — это вступление в брак. Гражданская правоспособность и дееспособность у юридических лиц совпадает и возникает с момента их образования (или регистрации). 3.Содержание — это совокупность прав и обязанностей субъектов.

43.Юридические лица, как субъекты гражданских правоотношений.
ЮЛ – признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, и несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. ЮЛ, являются коммерческими организациями и должны иметь фирменное наименование. Зарегистрированное фирменное имя не должно быть использовано другим объектом хозяйствования. Наименования ЮЛ бывают 3 видов: 1. Обычное – содержит в себе сведения о роде хозяйственной деятельности, месте нахождения ЮЛ, вышестоящих в порядке подчиненности (например, Минский тракторный завод подчиняется Министерству РБ). 2. Фирменное – прямо индивидуализует предприятие путем обозначения конкретного имени. Оно регистрируется совместно с ЮЛ. 3. Условное – в форме сочетания букв, цифр. Правоспособность ЮЛ возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

63.Принципы международного права.
Принципы международного права. Принцип суверенного равенства государств означает юридическое равенство государств в пользовании всеми правами, присущими их суверенитету, в признании их равной правосубъектности в международных отношениях, в праве свободно выбирать и развивать свои политические и социально-экономические системы. Принцип неприменения силы и угрозы силой требует от государств воздерживаться от применения силы или угрозы силой против территориальной целостности или политической независимости любого другого государства. Никакие причины не могут оправдывать таких действий государства. Под принципом нерушимости границ понимается, недопустимость посягательства на границу государства, запрещение действий, направленных на захват части или целой территории государства. Принцип территориальной целостности требует от государств воздерживаться от любых действий, связанных с нарушением территориальной целостности и политической независимости государств, а также не превращать территорию другого государства в объект оккупации с помощью силы или угрозы силой. Никакая оккупация или приобретение территории таким способом не признаются законными в международном праве. Принцип невмешательства во внутренние дела запрещает государствам прямое или косвенное, индивидуальное или коллективное вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства, независимо от характера их взаимоотношений.
Принцип равноправия и самоопределения народа означает право народа в условиях полной свободы самому определять свой политический статус без всякого вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, социальное и экономическое развитие. Принцип сотрудничества призывает государства осуществлять равноправное и взаимовыгодное сотрудничество во всех областях отношений, способствуя развитию взаимопонимания и доверия, международному миру и безопасности, росту благосостояния народов. Принцип мирного разрешения споров требует от государств, в случае конфликтных ситуаций, прибегать на основе свободного выбора к любому из мирных средств, установленных международным правом. К ним относятся: переговоры, обследование посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство. Принцип уважения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, трактуется как обязанность государств поощрять и развивать гражданские, политические, социальные, экономические права и свободы, вытекающие из достоинства человеческой личности и обеспечивающие ее развитие. Государства должны уважать право национальных меньшинств, проживающих на их территории, на равенство перед законом и гарантировать им возможность фактически пользоваться всеми правами и свободами человека. Принцип добросовестного выполнения государством международных обязательств обозначает, что каждое государство обязано выполнять международные обязательства, вытекающие как из общепризнанных принципов и норм международного права, так и из международных договоров.

64.Субъекты международного права: понятия и виды.
Субъекты международного права. 1.Государства являются основными субъектами международного права. Государства являются суверенными независимыми образованиями, имеют свой аппарат власти и управления, обладают территорией и населением. 2.Нации и народы, борющиеся за независимость, находятся под защитой международного права; они объективно могут применять меры принуждения в отношении тех сил, которые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Эти нации должны иметь до-государственную форму организации: народный фронт, зачатки органов власти и управления, население на контролируемой территории и т. д. Право народов на самоопределение фиксировалось в целях борьбы с колониализмом, и как такая норма международного права она свою задачу выполнила. В современный период речь идет уже о развитии нации, определившей свой политический статус, о невмешательстве во внутренние дела государств, уважении их государственного суверенитета. 3.Международные организации — это международные объединения межправительственного (например, ООН) и неправительственного характера (Всемирная федерация профсоюзов), созданные на основе международного соглашения. 4.Государствоподобные образования — это политико-территориальные образования, пользующиеся международно-правовым статусом. Ватикан — государство-город, расположенный в пределах Рима — столицы Италии. В нем находится резиденция главы католической церкви — Папы Римского. Правовое положение Ватикана определено Лютеранскими соглашениями, подписанными между итальянским государством и Святым престолом 11 февраля 1929 года, которые в основном и действуют в настоящее время. Ватикан пользуется определенными суверенными правами, имеет свою территорию, законодательство, гражданство и т. д. Он активно участвует в международных отношениях, учреждает в других государствах свои постоянные представительства, возглавляемые папскими нунциями (послами), участвует в международных организациях, в конференциях, подписывает международные договоры и т. д. 5.Физические лица — это лица, на которых распространяется действие международно-правовых норм, которых эти нормы наделяют субъективными правами и обязанностями.

65.Ответственность в международном праве.
Государства являются субъектами международной ответственности и реализуют ее путем применения индивидуальных и коллективных мер к государству-нарушителю. Противоправное поведение государства выражается в действиях его органов. Государство отвечает за действие любого органа (законодательного, исполнительного, судебного, центрального или местного). Государство не отвечает за противоправное поведение физических или юридических лиц, если явно не установлено, что они действовали от имени государства или по его поручению. Нарушения международных обязательств различаются по степени тяжести и объектной направленности и делятся на две категории: международные преступления и международные правонарушения (деликты). К международным преступлениям относятся: агрессия, геноцид, апартеид, рабство, экоцид (грубое и массовое загрязнение окружающей среды), международный терроризм. Международный деликт — это обычное нарушение международного обязательства, затрагивающее интересы другого государства.
Виды ответственности государств: материальная и нематериальная. К формам нематериальной ответственности относятся: 1.Сатисфакция — это действие государства-нарушителя, направленное на восстановление чести и достоинства потерпевшего государства. Сатисфакция осуществляется в следующих формах: извинение от имени главы государства и главы правительства государства-нарушителя, отзыв должностного лица, оскорбившего другое государство. 2.Ресторация — восстановление нарушенных прав (вывод войск с территории оккупированного государства). Кроме того, государство может применить контрмеры (ответные меры) в ответ на нарушение международного обязательства в форме реторсии или репрессалий. Реторсия — это ответная мера, аналогичная по объему и содержанию той, которую применило государство-нарушитель. В качестве примера можно привести повышение таможенных пошлин на товары в ответ на подобное действие другого государства, нарушающее торговое соглашение между ними. Репрессалии — индивидуальные принудительные меры потерпевшего государства в ответ на нарушение международного обязательства (приостановление экономических соглашений с государством-нарушителем, разрыв дипломатических отношений с отзывом дипломатического представительства). Запрещается применение вооруженных репрессалий — военных действий против государства-нарушителя. К формам материальной ответственности относятся: репарация (денежное возмещение ущерба), реституции (возвращение вывезенных культурных и иных ценностей). В случае уничтожения или порчи культурных ценностей применяется субституция (замена предметами, аналогичными по стоимости, либо денежное возмещение).

44. Понятия и виды сроков в гражданском праве.
Срок — это календарная дата или период времени с наступлением или истечением которого возникают, изменяются или прекращаются гражданские правоотношения.
Сроки осуществления гражданских прав делятся на следующие виды. 1. Пресекательным называется срок, предоставленный лицу для реализации субъективных прав (например, срок действия доверенности). 2. Гарантийные сроки определяют период времени, в течение которого обязанное лицо отвечает за ненадлежащее качество товара, работ. 3. Претензионными считаются сроки, в течение которых потерпевшая сторона должна предъявить требование к обязанному лицу о добровольном восстановлении нарушенного права до обращения с иском в суд.

45.Исковая давность. Понятия и виды сроков исковой давности.
Исковая давность — признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Различают общий и специальные сроки исковой давности. Общий срок исковой давности устанавливается в 3 года. Этот срок применяется ко всем требованиям, если законом не установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Специальные сроки исковой давности устанавливаются законодательством довольно часто. Так, например, законом установлен срок исковой давности в один год со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной, или со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка, — по требованиям о признании оспоримых сделок недействительными и о применении последствий их недействительности.

46.Понятие собственности и права собственности в гражданском праве.
Собственность — форма присвоения материальных благ. Существуют две формы собственности: государственная и частная. В зависимости от субъектов права государственная собственность подразделяется на два вида: 1). Республиканская собственность — к ней относятся земля, леса, водоемы, имущество республиканских органов власти, средства государственного бюджета, промышленные предприятия, учебные заведения. 2) Коммунальная собственность – к ней относятся имущества местных органов власти, средства местных бюджетов, работы ЖКХ, торговли, бытового обслуживания.
В зависимости от субъектов частная собственность также подразделяется на два вида: 1) Собственность физических лиц. 2) Собственность негосударственных юридических лиц. Частная собственность может образовываться следующими способами: а) предпринимательская деятельность; б) личные сбережения; в) банковские кредиты; г)получение имущества по наследству. К частной собственности относятся: жилые дома, дачи, транспортные средства, деньги, ценные бумаги.
Право собственности — гражданско-правовой институт, который определяет пределы полномочий собственника имущества, а также права и обязанности других лиц по отношению к этому имуществу.Содержание права собственности состоит из трех правомочий собственника. 1.Владение — фактическое обладание вещью. 2.Пользование — возможность извлекать из вещи ее полезные свойства. 3.Распоряжение — возможность определять фактическую и юридическую судьбу вещи.

47.Понятие, предмет и источники семейного права.
Семейное право — это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих личные и связанные с ними имущественные отношения между гражданами, возникающие на основе брака, кровного родства, усыновления и других форм устройства детей в семью на воспитание. Предметом семейного права являются регулируемые нормами семейного права личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принадлежности к семье, других форм устройства детей на воспитание. В литературе эти отношения обычно называются брачно-семейными.
Задачами законодательства о браке и семье Республики Беларусь являются:
1)укрепление семьи в Республике Беларусь как естественной и основной ячейки общества на принципах общечеловеческой морали, недопущение ослабления и разрушения семейных связей;
2)построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, равенстве прав супругов в семье, на взаимной любви, уважении и взаимопомощи всех членов семьи;
3)установление прав детей и обеспечение их приоритета в соответствии с настоящим Кодексом;
4)установление прав и обязанностей супругов, родителей и других членов семьи в соответствии с положениями Конституции Республики Беларусь, нормами международного права;
5)охрана материнства и отцовства, законных прав и интересов детей, обеспечение благоприятных условий для развития и становления каждого ребенка.
Источниками семейного права признаются нормативные акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие брачно-семейные отношения. Нормативным актом, наиболее полно регулирующим семейные отношения, является Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, вступивший в действие 1 сентября 1999 года. К источникам семейного права относятся также указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, постановления Правительства Республики Беларусь, иные подзаконные акты, регулирующие семейные отношения. В соответствии со ст. 7 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье гражданское, жилищное и иное законодательство применяется к семейным отношениям только в случае отсутствия регулирования этих отношений законодательством о браке и семье.
К источникам семейного права следует также отнести международные договоры, заключенные Республикой Беларусь (например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях стран СНГ по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года).

48. Родство и свойство. Общая характеристика и их отличительные особенности.
Родство — это кровная связь лиц, которые происходят один от другого или от общего предка. Выделяют две линии: родства прямая и боковая.
Линия родства будет прямой, если она основана на происхождении одного лица от другого. Прямая связь может быть нисходящей, от предков к потомкам (дед, отец, сын, внук), и восходящей, от потомков к предкам (внучка, дочь, мать, бабка). Если родство основано на происхождении лиц от общего предка, такая линия называется боковой (родные братья и сестры — от общих родителей).
Родные братья и сестры подразделяются на полнородных и неполнородных. Полнородными будут родные братья и сестры, происходящие от общих родителей, а неполнородными — родные братья и сестры, имеющие только одного общего родителя — или общего отца, или мать. Неполнородные братья и сестры, имеющие общего отца, называются единокровными, имеющие общую мать — единоутробными. Следует отличать неполнородных братьев и сестер от сводных. Сводными братьями и сестрами являются входящие в одну семью дети, у которых нет ни общей матери, ни общего отца, т. е. дети каждого из супругов. Один из супругов является для детей отцом (матерью), а другой — отчимом (мачехой) и наоборот. Сводные братья и сестры не состоят между собой в родстве.
От родства следует отличать свойство. На основании ст. 61 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье отношения между супругом и близкими родственниками другого супруга считаются отношениями свойства. Например, отношения свойства возникают между одним из супругов и близкими родственниками другого супруга — родителями, братьями, сестрами, дедушками, бабушками. По общему правилу, отношения свойства в семейном праве юридического значения не имеют. Муж и жена, как правило,
не являются родственниками. Они состоят в браке, на основе которого возникает особое правоотношение — супружество.

49. Правоспособность и дееспособность физических лиц.
Правоспособность – это способность человека иметь гражданские права и обязанности. Она возникает при рождении человека и прекращается с его смертью. Граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься ИП; создавать ЮЛ самостоятельно или совместно с другими гражданами и ЮЛ; совершать не противоречащие законодательству сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы, изобретений, или иных охраняемых законодательством результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Дееспособность – это способность человека своими действиями приобретать гражданские права и обязанности. Обладать дееспособностью, означает иметь способность лично совершать различные юридические действия, а также нести ответственность за причиненный вред. Различают 3 вида дееспособности. 1. Полная — означает способность человека реализовать свои права в полном объеме. Гражданин признается дееспособным с момента достижения совершеннолетия. Однако есть одно исключение, гражданин вступивший в брак до 18 лет приобретает дееспособность в полном объеме. 2. Неполная – означает, что человек реализует не все свои права, а лишь некоторые. Сюда относят: а) неполная дееспособность граждан до 15 лет. От имени несовершеннолетних до 15 лет сделки совершают их родители. Несовершеннолетние до 15 лет имеют совершать мелкие бытовые сделки. Б) неполная дееспособность граждан от 15 до 18 лет. Несовершеннолетние в этом возрасте имеют право самостоятельно распоряжаться своим заработком, однако вещи приобретенные за заработок, перестают являются заработком и распоряжаться ими без согласия родителей, несовершеннолетние не вправе. 3. Ограниченная дееспособность — означает, лишение гражданина способности своими действиями приобретать гражданские права. При наличии достаточных оснований суд может ограничить дееспособность граждан злоупотребляющими спиртными напитками или наркотиками. Для этого необходимо 2 основания: 1.Лицо должно злоупотреблять спиртными напитками или наркотиками. 2. Такое поведение лица должно вызывать тяжелое поведение в семье. Ограничение дееспособности выражается в том, что над такими лицами устанавливается попечительство и совершать сделки оно может с согласия своего попечителя.

50. Алиментные обстоятельства. Способы уплаты элементов.
Алименты — это средства на содержание детей, взыскиваемые с родителей. Существует два способа уплаты алиментов: добровольное и принудительное. Размер взыскиваемых алиментов на несовершеннолетних детей определен в долевом отношении к заработку или иному доходу родителя: а) на одного ребенка 25%; б) на двух детей 33%; в) на троих и более детей 50%.
Основания уменьшения размера алиментов:1)если у родителя, обязанного уплачивать алименты, имеются другие несовершеннолетние дети, которые при взыскании алиментов в установленном размере оказались бы менее обеспеченными материально, чем дети, получающие алименты; 2)если родитель, с которого взыскиваются алименты, является инвалидом I или II группы.
Дети также обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных детей. Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию родителей и возмещения затрат по уходу за ними, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей. Родители, лишенные родительских прав, утрачивают право на получение содержания от своих детей. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей на содержание их нуждающихся в помощи нетрудоспособных родителей, определяется судом в твердой денежной сумме или в сумме, соответствующей определенному количеству минимальных заработных плат, подлежащей выплате ежемесячно, исходя из материального и семейного положения родителей. При определении такой суммы суд учитывает всех совершеннолетних детей данного родителя независимо от того, предъявлено ли требование ко всем детям либо только к одному или нескольким из них.

Основы права часть 3

Maxvel

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector