Основы права часть 3 (51-75)

Шпоры по предмету «Основы права»

51. Понятие, система и источники трудового права.
Трудовое право — это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности. Предметом трудового права являются общественные отношения, регулируемые нормами трудового права. Источниками трудового права признаются нормативные акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие процесс трудовой деятельности. Основным источником трудового права является Трудовой кодекс Республики Беларусь.

52.Понятие и сущность трудовых правоотношений.
Трудовое правоотношение – это урегулированное трудовым законодательством отношение между нанимателем и работником по применению труда последнего, основанное на трудовом договоре.
Отличительными признаками трудового правоотношения являются: А) выполнение работы в качестве работника, а не подрядчика, автора и т.п.; Б) включение работника в трудовой коллектив; В) предметом трудового правоотношения является процесс труда работника по определенной трудовой функции, а не овеществленный результат труда; Г) подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка; Д) возложение на работника обязанности выполнять конкретную меру труда в установленный отрезок времени; Е) обязанность нанимателя организовать труд работника, создавать необходимые условия для работы.
Субъектами трудового правоотношения являются работник и наниматель. Правоотношения, взаимосвязанные с трудовыми правоотношениями, в зависимости от времени их возникновения, подразделяются на следующие группы: 1)предшествующие трудовым правоотношениям. Это правоотношения, возникшие и развивающиеся до начала трудовых отношений. К ним относятся правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству, по профессиональной подготовке на производстве лиц, ранее не имевших профессии (ученичество); 2)сопутствующие трудовым правоотношениям, то есть возникшие и развивающиеся одновременно с трудовыми правоотношениями. К ним относятся правоотношения, связанные с деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей, правоотношения по ведению коллективных переговоров, взаимоотношению между работниками (их представителями) и нанимателями, правоотношения по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде, правоотношения по социальному страхованию, по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, не связанных с прекращением трудовых отношений и коллективных трудовых споров; 3)вытекающие из трудовых правоотношений. Это правоотношения, возникшие и развивающиеся с момента прекращения трудовых отношений. К ним относятся правоотношения по рассмотрению трудовых споров, возникающие в связи с прекращением трудовых отношений.
Некоторые виды правоотношений могут относиться к нескольким группам, например, правоотношения по рассмотрению трудовых споров, по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде.

53.Понятие и виды рабочего времени.
Рабочее время — это время, в течение которого работник обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности. Виды рабочего времени: полное, сокращенное, неполное. Полное рабочее время — это установленная законом его максимальная величина. Полное рабочее время не может превышать 40 часов в неделю. Эта норма распространяется на всех работников, которые трудятся в обычных условиях. Сокращенное рабочее время предусмотрено законодательством для некоторых категорий работников в качестве льготной нормы рабочего времени. В большинстве случаев сокращенное рабочее время продолжительностью не более 35 часов в неделю предусмотрено для работников, занятых на работах с вредными условиями труда. Сокращенная продолжительность рабочего времени установлена для некоторых других категорий работников, для несовершеннолетних, для инвалидов I и II группы, а также для работающих в зоне эвакуации (в связи с повышенным радиоактивным загрязнением территории), для учителей и т. д. Неполное рабочее время устанавливается в виде неполного рабочего дня или неполной рабочей недели. В отличие от сокращенного продолжительность неполного рабочего времени законодательством не определена. Установление неполного рабочего времени и его конкретной продолжительности (с уменьшением рабочего времени на любое количество часов или рабочих дней) осуществляется, по общему правилу, по соглашению между работником и нанимателем.
Однако определенным категориям работников наниматель обязан устанавливать неполное рабочее время: 1)по просьбе беременной женщины, а также женщины, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет (в том числе находящегося на ее попечении) или осуществляющей уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением; 2)инвалидам в соответствии с медицинскими рекомендациями; 3)при приеме на работу по совместительству; 4)другим категориям работников, предусмотренным коллективным договором, соглашением. Законодатель допускает привлечение к работе за пределами норм рабочего времени. К таким исключениям относятся сверхурочные работы и ненормированный рабочий день. Сверхурочная — это работа, выполненная работником сверх установленной для него продолжительности рабочего времени, предусмотренной правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности. Сверхурочные работы допускаются только в следующих исключительных случаях: 1)при производстве работ для предотвращения общественного или стихийного бедствия, производственной аварии и немедленного устранения их последствий, предотвращения несчастных случаев, оказания экстренной медицинской помощи работниками учреждений здравоохранения; 2)при производстве общественно необходимых работ по водоснабжению, газоснабжению, отоплению, освещению, канализации, транспорту, связи — для устранения случайных или неожиданных обстоятельств, нарушающих их функционирование. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Основной компенсацией за работу в сверхурочное время является дополнительная оплата. По договоренности с нанимателем работнику может также предоставляться другой день отдыха. Ненормированный рабочий день— это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут при необходимости эпизодически по письменному или устному приказу нанимателя или по своей инициативе с ведома нанимателя выполнять свои трудовые обязанности за пределами установленной нормы продолжительности рабочего времени. Возможная в связи с этим переработка сверх нормы рабочего времени не является сверхурочной работой и компенсируется предоставлением дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день. Иными словами, для работников с ненормированным рабочим днем их фактически сверхурочная работа юридически таковой не признается, а считается внеурочной.

54.Понятие и виды времени отдыха.
Время отдыха — время, в течение которого работник должен быть освобожден от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Виды времени отдыха: 1.К перерывам в течение рабочего дня относятся перерывы для отдыха и питания, а также дополнительные специальные перерывы на отдельных видах работ. Перерыв для отдыха и питания может быть продолжительностью от 20 минут до 2-х часов. 2.Ежедневный отдых — время для отдыха в период между окончанием рабочего дня (рабочей смены) и началом следующего рабочего дня (рабочей смены). 3.Еженедельный отдых (выходные дни). Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна составлять не менее 42 часов. Эта продолжительность исчисляется согласно правилам внутреннего трудового распорядка или графику работ (сменности) с момента окончания рабочего дня (смены) накануне выходного (выходных) дня и до момента его начала в первый после выходного (выходных) дня рабочий день. 4.Праздничные дни. Работа не производится в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими. В указанные нерабочие дни допускаются только работы, обусловленные спецификой производства: работы, приостановка которых невозможна по производственно-технологическим условиям (непрерывно действующие организации), работы, вызванные необходимостью постоянного непрерывного обслуживания населения, организаций, а также неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы. 5.Отпуск — освобождение работника от работы по трудовому договору на определенный период для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней работы и заработной платы.Виды отпусков. Трудовой отпуск предоставляется в связи с трудовой деятельностью работника. Он предназначается для отдыха и восстановления работоспособности, укрепления здоровья и иных личных потребностей работника. Социальные отпуска предоставляются работникам в целях создания благоприятных условий для материнства, ухода за детьми, обучения, удовлетворения семейно-бытовых потребностей и для других социальных целей.

55.Трудовая дисциплина и ответственность работников.
Трудовая дисциплина — это обязательное для всех работников подчинение установленному трудовому распорядку и надлежащее выполнение своих обязанностей. Дисциплинарный проступок — противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение. До применения дисциплинарного взыскания наниматель обязан затребовать письменное объяснение работника. Отказ работника от дачи объяснения не является препятствием для применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание оформляется приказом (распоряжением), постановлением нанимателя. Приказ (распоряжение), постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов объявляется работнику под роспись в пятидневный срок. Работник, не ознакомленный с приказом (распоряжением), постановлением о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Отказ работника от ознакомления с приказом (распоряжением), постановлением оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни работника и (или) пребывания его в отпуске.

56. Понятие, стороны и срок заключения трудового договора.
Трудовой договор — это соглашение между работником и нанимателем, в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать здоровые и безопасные условия труда, своевременно выплачивать работнику заработную плату.
Сторонами трудового договора являются работник и наниматель. Работник — физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора. Наниматель — юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора.
Срок трудового договора:1.неопределенный, 2.определенный, 3.время выполнения определенной работы,
4.время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы, 5.время выполнения сезонных работ. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой хранится у нанимателя.

57.Условия прекращения трудового договора.
Общие основания расторжения трудового договора. 1. Соглашение сторон. 2. истечение срока трудового договора, кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и не одна из сторон не потребовала их прекращения. 3. Расторжение трудового договора по собственному желанию или требованию работника или по инициативе нанимателя (По инициативе нанимателя: ликвидация предприятия; сокращение численности работников; увольнение за прогул без уважительных причин; в случае появления работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического опьянения). 4. Перевод работника с его согласия к другому нанимателю или переход на выборную должность. 5. Отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с нанимателем; отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда; отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества и реорганизацией (слиянием, присоединением, разделением, выделением, преобразованием) организации. 6. Обстоятельства, не зависящие от воли сторон (призыв на воинскую службу; восстановление на работе работника ранее выполнявшего эту работу; смерть работника, а также признание его судом умершим или безвестно отсутствующим). 7. Расторжение трудового договора с предварительным испытанием. Дополнительные основания расторжения трудового договора. 1. Однократного грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем организации (обособлено подразделения) и его заместителями, главным бухгалтером и его заместителями. 2. Совершение виновных действий работникам, непосредственно обслуживающим денежные или материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя. 3. Совершение работником выполняющим воспитательные функции, аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы. 4. Направление работника по постановлению суда в лечебно-трудовой профилакторий. 5. Не подписание либо нарушение работником, уполномоченным на выполнение государственных функций, письменных обязательств по выполнению предусмотренных законодательствами мер по предупреждению коррупции.

58.Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения.
Коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров соглашений. Сторонами коллективного трудового спора являются наниматель, а также работники в лице их представительных органов. Коллективные трудовые споры возникают лишь после процедуры урегулирования разногласий самими сторонами. Работники в случае возникновения разногласий при заключении, изменении или прекращении коллективного договора, соглашения требования выдвигают по истечению 1 месяца сначала ведения коллективных переговоров. Требования работников излагаются в письменном виде и направляются нанимателю, который обязан эти требования рассмотреть и непозднее чем в 10 дневный срок со дня их получения письменно уведомить о своем решении представительный орган работников и в 3 дневный срок Республиканский трудовой арбитраж. Порядок урегулирования коллективного трудового спора самими сторонами, основанное на строгом использовании примирительных процедур. Примирительными процедурами являются: 1. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией (если стороны согласились с предложением примирительной комиссии, то коллективный трудовой спор прекращается). 2. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника (посредник приглашается по соглашению спорящих сторон коллективного спора. Если стороны согласились с предложениями посредника, то коллективный трудовой спор прекращается). 3. Рассмотрение спора в арбитраже (бывает 2 вида арбитража: трудовой и республиканский). Решение трудового арбитража в письменной форме чем в 5 дневный срок со дня получения обращения сторон направляется сторонам и имеет для них рекомендательных характер. Решение трудового арбитража приобретает для сторон обязательную силу только при условии, что стороны заключили об этом соглашение. К исключительной компетенции республиканского трудового арбитража относятся коллективные трудовые споры: объединениях, подчиненных правительству РБ; об исполнении коллективных договоров и соглашений. Если сторонами использованы примирительные процедуры, а разногласия так и не урегулированы, работники в праве для удовлетворения своих требований использовать право на забастовку.

59.Понятие, предмет и задачи экологического права.
Экологическое право — комплексное правовое образование, совокупность юридических норм и возникающих на их базе отношений в области пользования, воспроизводства, охраны и защиты природных объектов и ресурсов, в сфере взаимодействия общества и природы. Экологические отношения регулируются не только вышеперечисленными отраслями, но и нормами гражданского, административного, уголовного, материальных и процессуальных прав.
Предметом экологического права являются отношения в сфере взаимодействия общества и природы, по поводу пользования, воспроизводства, охраны и защиты природных объектов и ресурсов. Под источниками экологического права следует понимать нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в области экологии. Задачи экологического права: 1. обеспечение безопасного для жизни и здоровья людей состояния окружающей среды; 2. регулирование отношений в области охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов; 3. сохранение природных ресурсов, генетического фонда живой природы, охраны естественных богатств, природного окружения, ландшафтов и других природных комплексов.

62.Понятие и функции международного права.
Международное право — отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих взаимоотношения между государствами и иными субъектами международного права в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества. Международное право является общим правом, оно не имеет национальной окраски, не входит в правовую систему какого-либо государства, его нормы обязательны для любого государства.
Функции международного права: 1.Обеспечительная функция предполагает поддержание и обеспечение международного мира и безопасности. 2.Координирующая функция означает сотрудничество государств в политических, экономических и социальных областях, что обеспечивается заключением двусторонних и многосторонних договоров между ними. 3.Охранительная функция проявляется в сложившемся механизме международной правовой защиты прав и законных интересов субъектов международного права

60.Объекты природы подлежащие правовой охране.
Общим объектом экологического права является окружающая среда, включающая природную среду и окружающую человека среду. Под природной средой понимается естественная среда жизнедеятельности человека и других живых организмов, состоящая из природных элементов и компонентов. К природным элементам относятся земля, воды, леса, недра, атмосферное пространство и космос в технически доступных в настоящее время пределах. В качестве природных компонентов окружающей природной среды, входящих в указанные элементы, соответственно выступают почва и полезные ископаемые, содержащаяся в них гигроскопическая влага, нелесная растительность, животный мир, воздушные массы, аэрозоли, солнечная и иные формы энергии, инфракрасные, ультрафиолетовые и другие лучи, естественная или наведенная радиация и т. д.
Средой, окружающей человека, признается та часть природной среды, которая не изменена или преобразована в результате хозяйственной и иной антропогенной деятельности, состоящая из совокупности экологических систем. Окружающая человека среда охватывает также инфраструктуры предприятий и организаций, здания, строения, дороги, линии связи, дамбы, городские парки и другие продукты человеческой деятельности. По сути, это — среда населенных пунктов, аграрных регионов, промышленных, курортных, рекреационных и иных зон. Не признаются объектами экологического права добытые полезные ископаемые, взятая из водных источников вода, выловленная рыба, срубленные деревья и другие компоненты, отделенные от элементов природной среды в процессе человеческой деятельности и включенные в гражданский оборот. Сюда же относятся плодовые насаждения, культурные растения, домашние животные, иные продукты антропогенно-природного происхождения.
Дифференцированными объектами экологического права следует признать земельный, водный и лесной фонды, фонд недр, атмосферное пространство и космос, особо охраняемые природные территории и объекты, биоразнообразие, климатические ресурсы и конкретные участки окружающей человека среды. К землям относятся категории земель: сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства; промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; лесного фонда; водного фонда и запаса. Водные объекты подразделяются на поверхностные и подземные. Недра, как объекты права собственности, включают месторождения полезных ископаемых, а также пещеры, гроты, шахты, карьеры, разрезы, тоннели и другие подземные полости (пустоты). В законодательстве отсутствует деление лесов, растительного мира, животного мира и атмосферного пространства, выступающих в качестве объектов права собственности, на категории и виды. Существующие же их классификации имеют отношение в основном к эколого-экономической ценности и праву пользования данными объектами (например, деление лесов на группы и категории защищенности).

61.Ответственность за нарушения норм экологического права.
Экологическая ответственность — это комплекс правовых мер по возмещению и предупреждению вреда природной среде. В основе экологической ответственности лежит экологическое правонарушение. Экологическое правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие, нарушающее урегулированные нормами права общественные отношения и причиняющие вред государству, природопользователям и окружающей среде, а через это и здоровью человека, либо содержащие реальную угрозу причинения такого вреда. Основное назначение экологической ответственности — восстановление потерь в природной среде независимо от источника причинения. Задачами юридической ответственности за экологические правонарушения являются: 1.защита общественных отношений в сфере экологии; 2.наказание правонарушителя; 3.предупреждение совершения им новых правонарушений; 4.предупреждение совершения правонарушений другими гражданами; 5.воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.
Виды экологической ответственности. 1.Административная ответственность означает применение компетентными органами и должностными лицами или судом в установленном порядке административных взысканий к нарушителям в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
2.К уголовной ответственности привлекаются лица, виновные в нанесении значительного ущерба природной и окружающей среде, в деянии которых содержатся признаки общественной опасности. Основанием привлечения к уголовной ответственности является совершение лицом преступления. 3.Гражданско-правовой ответственностью признается основанное на законе имущественно-правовое воздействие на правонарушителя. Она заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный вред в натуре (реальное возмещение) или в денежной форме (избытки), причиненный в результате нарушения правовых требований по охране окружающей среды. По общему правилу законодательства привлечение граждан к административной и уголовной ответственности не освобождает нарушителя от возмещения имущественных убытков, причиненных его противоправными действиями. 4.Дисциплинарную ответственность несут работники предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды, ненадлежащую эксплуатацию очистных установок и сооружений и за нарушение иных требований природоохранительного законодательства при исполнении своих трудовых обязанностей. 5.Специальная эколого-правовая ответственность предусмотрена природоресурсным законодательством за нарушение правил земле- и иного природопользования, охраны природных ресурсов и окружающей среды

87. Условия заключения брака в РБ.
Существуют определенные условия к заключению брака. 1. Взаимное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак. Желание создать семью должно исходить непосредственно от лиц, сочетающихся браком. Поэтому нельзя заключить брак заочно или по доверенности с помощью представителя даже при чрезвычайных обстоятельствах, когда лицо, подавшее заявление о регистрации брака, не может явиться в органы ЗАГСа по уважительным причинам (болезнь, срочная командировка). Наличие таких обстоятельств является основанием для постановки сокращения либо увеличения срока для регистрации брака. Никто не может быть принужден к заключению брака под влиянием угрозы или насилия. Согласие на вступление в брак, сопровождаемое какими-либо условиями или оговорками, рассматривается как отказ от заключения брака. 2. Достижение лицами, вступающими в брак, брачного возраста. В Республике Беларусь брачный возраст установлен одинаковым для мужчин и для женщин — 18 лет. Это требование законодательства связано с тем, что по достижении совершеннолетия лицо становится достаточно зрелым физически и психически, чтобы реально осмыслить важность такого акта, как вступление в брак. Заключение брака с лицом, не достигшим брачного возраста, является достаточным основанием для признания брака недействительным. Достижение брачного возраста требуется по закону не на момент подачи заявления в органы ЗАГСа, а на момент регистрации брака. Поэтому заявление о вступлении в брак может быть принято и от лица, которое достигнет брачного возраста в день регистрации брака. Общие правила семейного законодательства, касающиеся брачного возраста, не относятся к числу безусловных. В отдельных случаях государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, может снизить брачный возраст, установленный, но не более чем на 3 года. Основания для снижения брачного возраста: беременность, рождение ребенка, объявление несовершеннолетнего эмансипированным. 3.Отсутствие препятствия к заключению брака. Заключение брака не допускается: 1.между лицами, из которых хотя бы один состоит уже в другом зарегистрированном и нерасторгнутом браке; 2.между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии; 3.между полнородными и неполнородными братьями и сестрами; 4.между усыновителями и усыновленными; 5.между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.

66.Понятие коррупции, ее истоки и причины.
Коррупция — умышленное использование государственными должностными или приравненными к ним лицами своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды, а равно подкуп указанных лиц путем противоправного представления им имущества или другой выгоды, с тем, чтобы указанные лица совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных обязанностей. Юридические признаки коррупции:1.обязательный субъект коррупционных отношений — должностное лицо (либо приравненное к нему лицо), уполномоченное на выполнение государственных функций;2.умышленная вина, которая сопровождается корыстной или иной заинтересованностью субъектов; 3.действие или бездействие — использование лицом своего служебного положения, а также связанных с ним возможностей; 4.корыстная цель — противоправное получение для себя или близких родственников имущественных или неимущественных благ, льгот, преимуществ в результате выполнения или невыполнения определенных действий по службе либо за обещание выполнить или не выполнить их в будущем. Выделяют следующие формы проявления коррупции: 1.совершение или несовершение какого-либо действия (с использованием своего служебного положения или связанных с ним возможностей в результате требуемых или принятых вознаграждений в любом виде); 2.незаконное получение вознаграждений или стимулов (в любом виде за совершение или несовершение какого-либо действия с использованием своего служебного положения или связанных с ним возможностей); 3.подкуп или попытка подкупа лица (для совершения или несовершения какого-либо действия с использованием своего служебного положения или связанных с ним возможностей).
Помимо традиционных способов получения вознаграждения (деньги, дорогие подарки), практикуется также бесплатное предоставление услуг, подлежащих оплате; обещание трудоустроить на высокооплачиваемые должности; открытие на их имя счетов в иностранных банках; приобретение недвижимости за границей и др. Также выделяют три основных варианта коррупции:1.обоюдовыгодная двусторонняя сделка; 2.вымогательство служащим взятки, дополнительного вознаграждения; 3.инициативный, активный подкуп служащих, в том числе с психическим и иным воздействием на них.
Причины коррупции кроются в экономических, политических, правовых и психологических факторах. Экономические факторы: 1.экономическая нестабильность, проявляющаяся в изменениях инфляции и, следовательно, высоких темпах обесценивания денежного содержания государственных служащих, что провоцирует их искать любые источники доходов; 2.неудовлетворенность условиями оплаты труда; 3.появление слоя людей, имеющих высокий доход и, следовательно, свободные деньги, которые они могут использовать для подкупа и др. Политические факторы:1.реальная возможность представителей власти на месте определять формы наказания за правонарушения, например ГАИ; 2.отсутствие эффективности контроля за доходами и расходами служащих, за выполнением ими служебных обязанностей, нереагирование на факты коррупции либо слабое, не основанное на законе, реагирование; 3.бюрократическая волокита при решении служебных и личных вопросов; 4.проникновение в государственные органы представителей организованных преступных групп и др. Правовые факторы:1.отсутствие законодательного определения коррупционного преступления; 2.существование многочисленных пробелов в законодательстве и др. Психологические факторы: 1.низкий уровень правовых знаний населения, ставящий его в условия повышенной зависимости от государственных служащих; 2.признание коррупции в среде государственных служащих нормальным явлением, подобно чаевым в среде швейцаров; 3.создание клиентами условий для получения представителями госаппарата незаконных доходов; 4.сложившееся мнение более простого и быстрого решения проблем по «телефонному праву» и др.

67. Предупреждение коррупции.
Предупреждение коррупции — деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на выявление, изучение, ограничение либо устранение явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующих их распространению. Государственное должностное лицо не вправе: 1.заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики); 2.принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией; 3.иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах; 4.выполнять имеющие отношения к служебной деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которого оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов).
Помимо всех перечисленных ограничений, закон не допускает прохождение государственной службы лицами, состоящими в браке или находящимися в отношениях близкого родства или свойства, не допускается, если их служебная деятельность связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Лицо, принятое на государственную службу в нарушение указанного требования, подлежит переводу на должность, исключающую подчиненность, а при невозможности перевода или отказе от него — освобождение от занимаемой должности. Граждане Республики Беларусь, поступающие на государственную службу, государственные служащие и члены их семьи обязаны представлять декларации о доходах и имуществе и об источниках денежных средств в соответствующий государственный орган. Для предупреждения коррупции необходимо: 1.установление такого содержания служащим, которое способно обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни; 2.повышенный контроль за доходами и расходами государственных служащих; 3.установление режима обеспечения безопасности лиц, осуществляющих борьбу с коррупцией, преступностью, а также их семей и т. д.

68.Формы, методы и механизмы борьбы с коррупцией в РБ.
Закон Республики Беларусь о борьбе с коррупцией содержит принципы, на которых основывается борьба с коррупцией: законность, справедливость, равность перед законном, гласности, гуманность, личная виновная ответственность, неотвратимая ответственность.
Меры по борьбе с коррупцией: 1)планирование и координация деятельности государственных органов и иных организаций по борьбе с коррупцией; 2)установление ограничений и специальных требований в отношении государственных должностных лиц в целях предотвращения проявлений коррупции и их выявления; 3)совершенствование системы государственных органов, кадровой работы и процедуры решения вопросов, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц; 4)восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидация иных вредных последствий правонарушений, создающих условия для коррупции; 5)недопущение финансирования либо предоставления других форм материального обеспечения деятельности государственных органов и иных организаций из источников и в порядке, не предусмотренном законодательством Республики Беларусь; 6) проведение криминологических исследований коррупционной преступности в целях ее оценки и прогноза для выявления предпосылок и причин коррупции и своевременного принятия эффективных мер по ее предупреждению и профилактике; 7)создание экономических предпосылок для устранения причин коррупции. Органы, осуществляющими борьбу с коррупцией являются: прокуратура; органы внутренних дел; органы государственной безопасности.
Согласно же ст. 12 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» в целях обеспечения координации правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, прокурор: 1)проводит заседания координационного совещания, организует временные комиссии (рабочие группы); 2)дает письменные указания по вопросам организации борьбы с преступностью и коррупцией, обязательные для исполнения; 3)заслушивает отчеты руководителей государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией; 4)истребует статистическую и иную необходимую информацию; 5)представляет в установленном порядке Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь, местным представительным, исполнительным и распорядительным органам информацию о состоянии борьбы с преступностью и коррупцией и вносит предложения о мерах по борьбе с преступностью и коррупцией; 6)информирует общественность о состоянии борьбы с

69.Порядок приема в гражданства РБ.
Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Республики Беларусь, если оно: 1. лицо обязуется соблюдать Конституцию и законы Республики Беларусь; 2. знает государственный язык в пределах, необходимых для общения; 3. постоянно проживает на территории Республики Беларусь на протяжении последних 7 лет; 4. имеет законный источник существования на территории Республики Беларусь. Прием в гражданство Республики Беларусь осуществляется с учетом интересов Республики Беларусь. Заявление о приеме в гражданство Республики Беларусь составляется в произвольной форме и подается на имя Президента Республики Беларусь. В заявлении должно быть отражено обязательство лица соблюдать и уважать Конституцию и иные акты законодательства Республики Беларусь.
Лица, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, могут быть приняты в гражданство Республики Беларусь по истечении семи лет после предоставления им статуса беженца и при соблюдении ими условий, предусмотренным законом РБ. Срок проживания, может быть сокращен либо не применяться вовсе для: А) белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории Республики Беларусь; Б) лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для Республики Беларусь; В) лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве Республики Беларусь. К заявлению о приеме в гражданство Республики Беларусь прилагаются следующие документы в двух экземплярах:1) анкета с четырьмя фотографиями размером 3×4 см; 2) автобиография; 3) копии страниц документа, удостоверяющего личность заявителя, содержащих сведения о фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения заявителя (паспорт гражданина иностранного государства, иной документ, содержащий сведения, удостоверяющие личность заявителя); 4) копии страниц вида на жительство в Республике Беларусь, включая штамп о регистрации по месту жительства заявителя. 5)копия свидетельства о рождении заявителя; 6) копии документов органов, регистрирующих акты гражданского состояния, о заключении (расторжении) брака заявителем; 7) копия удостоверения беженца (для лиц, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь). К материалам также приобщаются копии хранящегося в органах внутренних дел решения о предоставлении статуса беженца в Республике Беларусь и страниц паспорта гражданина иностранного государства, содержащих сведения о фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения заявителя; 8) документ, подтверждающий наличие законного источника получения доходов; 9) справка о месте жительства и составе семьи; 10) документ полномочного органа иностранного государства, подтверждающий отсутствие или прекращение у заявителя гражданства иностранного государства (справка, свидетельствующая об отсутствии гражданства (выходе из гражданства) иностранного государства; справка, свидетельствующая о том, что гражданство иностранного государства будет утрачено в результате приобретения гражданства Республики Беларусь; справка, подтверждающая факт приема у лица заявления о выходе из гражданства иностранного государства). 11) квитанция об уплате государственной пошлины или документ об освобождении от ее уплаты.
При подаче заявления о приеме в гражданство Республики Беларусь совместно с несовершеннолетними детьми к заявлению одного из родителей прилагаются копии свидетельств о рождении детей и нотариально удостоверенное согласие каждого ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на прием в гражданство Республики Беларусь. Если один из родителей ходатайствует о приеме в гражданство Республики Беларусь совместно с несовершеннолетними детьми, представляется нотариально удостоверенное согласие другого родителя  иностранного гражданина на прием детей в гражданство Республики Беларусь. Если место нахождения другого родителя  иностранного гражданина неизвестно, должностное лицо органа внутренних дел, принявшее заявление о приеме в гражданство Республики Беларусь, приобщает к нему справки соответствующих проверок органов внутренних дел, подтверждающих данный факт.

70. Понятие и признаки государства.
Государство — это политико-территориальная, суверенная организация, предназначенная для управления обществом и обладающая аппаратом принуждения, обеспечивающего посредством норм права первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий — интересы всего народа.
Признаки государства: 1) обязательные: А) наличие определенных внешних границ и внутреннего административно-территориального деления; Б) наличие гражданства (подданства) людей, населяющих данное государство; В) наличие особой публичной власти, выделенной от общества (государственный аппарат, армия, милиция); Г) наличие налогов и сборов для содержания публичной власти; Д) наличие государственного суверенитета, т. е. самостоятельности государства, его независимости в осуществлении власти на своей территории и во взаимоотношениях с другими государствами; Е) издание правовых норм, т. е. общеобязательных правил поведения для регулирования основных общественных отношений внутри страны и во взаимоотношениях с другими странами. 2) дополнительные — наличие символов (герб, флаг, гимн).

71.Порядок заключения брака в РБ.
Порядок заключения брака регламентирован законом. Заявления о регистрации брака в орган ЗАГС будущие супруги подают лично. В нем указывается, какую фамилию желает избрать каждый после регистрации брака, состоял ли ранее в браке, имеются ли дети. Лица, которым необходимо снижение брачного возраста, предъявляют соответствующие документы (справка о беременности), а ранее состоявшие в браке – документы, подтверждающие прекращение прежнего брака. Заключение брака происходит по истечению 15 дней после подачи заявления в орган ЗАГС. В отдельных случаях руководитель органа ЗАГС при наличии уважительных причин может сократить или увеличить этот пятнадцатидневный срок. Бракосочетание производится в торжественной обстановке в присутствии жениха и невесты и, по их желанию, в присутствии свидетелей, родственников, знакомых. После регистрации брака супругам выдается свидетельство о браке, в паспортах делается отметка с указанием фамилии, имени, отчества и года рождения избранного супруга, места и времени регистрации брака.

72.Обстоятельства, исключающие административную ответственность.
Обстоятельства, исключающие административную ответственность. 1. Необходимая оборона. Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда. 2. Причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение. Не является административным правонарушением причинение вреда физическому лицу, совершившему преступление или административное правонарушение, при его задержании для передачи уполномоченным государственным органам и пресечения возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда оно пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, суда или органа, ведущего административный процесс, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным. 3. Крайняя необходимость. Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный. Состояние крайней необходимости признается также в случае, если действия, совершенные с целью предотвращения опасности, не достигли своей цели и вред наступил, несмотря на усилия физического лица, добросовестно рассчитывавшего его предотвратить. 4. Обоснованный риск. Не является административным правонарушением причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом законным интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения вредных последствий. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания.

73.Основания приобретения гражданства в РБ.
Основания приобретения гражданства Республики Беларусь.
1. По рождению гражданство приобретается согласно следующим принципам: А) принцип права крови — означает, что ребенок, рожденный от родителей, хотя бы один из которых является гражданином Республики Беларусь, имеет право получить гражданство Республики Беларусь. Б) принцип права почвы — означает, что ребенок, рожденный на территории Республики Беларусь от граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства имеет право получить гражданство Республики Беларусь.
2. Для приобретения гражданства в порядке приема необходимо соблюдать следующие условия: А) лицо обязуется соблюдать Конституцию и законы Республики Беларусь; Б) знает государственный язык в пределах, необходимых для общения; В) постоянно проживает на территории Республики Беларусь на протяжении последних 7 лет; Г) имеет законный источник существования на территории Республики Беларусь.
3. Приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации имеют право лица, которые постоянно проживали на территории Беларуси, но выехали за ее пределы до введения в действие Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», а также супруг (а) этих лиц и их потомки.
4. По иным основаниям гражданство Республики Беларусь может быть приобретено в связи с вхождением в Республику Беларусь новых территорий, на основании международных соглашений и т. д.
75.Требования, на которые не распространяется исковая давность.
Исковая давность не распространяется: 1. На требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законном. К такого рода требованиям относятся честь, достоинство или деловая репутация гражданина или организации, право на имя, на авторство. 2.На требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов. Хранение денег в кредитных учреждениях не ограничено сроком хранения, и выдаются они по первому требованию вкладчиков. Если бы распространялась давность на вклады, то их приходилось бы снимать постоянно со счетов и вновь вкладывать, что не соответствовало бы интересам как вкладчиков, так и государства. 3. На требования о возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина. При причинении вреда здоровью гражданина он вправе независимо от срока давности предъявить требования о возмещении такого вреда, а в случае его смерти такое право предоставлено иждивенцам. 4. На требования собственника или иного законного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения. Так, исковая давность не применяется при предъявлении требований собственника (нанимателя) жилых помещений о выселении из них лиц, поселившихся в качестве временных жильцов или поднанимателей, поскольку они независимо от длительности проживания не приобретают права на жилую площадь. И на другие требования, установленных законом.

74.Понятиеи и структура бюджетной системы РБ.
Бюджетная система — это регулируемая законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь. Бюджетная система Республики Беларусь, являясь частью финансовой системы Беларуси, состоит из двух уровней: первый уровень — республиканский бюджет; второй уровень – местные. Структура бюджетной системы Республики Беларусь закрепляется Конституцией Республики Беларусь. Местные бюджеты подразделяются на:1. бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));2.бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения)); 3. бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска). Общая совокупность республиканского и местных бюджетов имеет строго-иерархическую систему построения в контексте выделения вышестоящих и нижестоящих бюджетов. Вышестоящий бюджет — республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единицы. Нижестоящий бюджет — бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы или республиканскому бюджету. С понятием бюджетной системы тесно связано весьма специфическое, но важное понятие «консолидированный бюджет», который определяется как свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Предусмотрены четыре виды консолидированных бюджетов: 1.консолидированный бюджет района — бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет; 2. консолидированный бюджет области — бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет; 3. консолидированный бюджет Республики Беларусь — республиканский бюджет, бюджеты областей и г. Минска;4.консолидированный бюджет сектора государственного управления Республики Беларусь, консолидированный бюджет Республики Беларусь, бюджеты государственных внебюджетных фондов, средства от приносящей доходы деятельности (внебюджетные средства) бюджетных организации. Консолидированные бюджеты не подлежат утверждению в законодательном порядке, а являются лишь информационной базой для корректировки бюджетно-финансовой политики соответствующей местной территории.

Основы права часть 4

Maxvel

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector