Основы права часть 4 (76-110)

Шпоры по предмету «Основы права»

76.Высшие судебные инстанции в РБ. Задачи и функции.
Высшие судебные инстанции Республики Беларусь. Верховный Суд — высшая судебная инстанция в системе общих судов Республики. Его основная задача — осуществление надзора за судебной деятельностью общих судов и дача им разъяснений по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении гражданских и уголовных дел. Высший Хозяйственный Суд — высшая судебная инстанция в системе хозяйственных судов Республики. Хозяйственным судам подведомственны споры юридических и физических лиц, возникающие при заключении, изменении, расторжении и исполнении хозяйственных договоров либо осуществлении иной хозяйственной деятельности. Конституционный Суд — государственный орган, призванный осуществлять контроль за конституционностью нормативных актов. Его основное назначение — обеспечить соответствие действующего законодательства Конституции.

78.Понятие и сущность семейных правоотношений.
Семейные правоотношения — это урегулированные нормами права личные неимущественные и имущественные отношения, складывающиеся в семье. Семья — объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.
Структура семейных отношений. 1.Субъектами семейных правоотношений являются лица, участвующие в данном правоотношении (только физические лица). 2.Объект — то, по поводу чего возникают данные правоотношения (действия, вещи). 3.Содержание — совокупность прав и обязанностей субъектов. 4.Юридические факты в семейном праве — это реальные жизненные обстоятельства, которые являются основанием возникновения, изменения и прекращения семейных правоотношений. Среди юридических фактов семейного права родство занимает одно из главных мест и является элементом большинства юридических составов, служащих основанием возникновения, изменения или прекращения семейных правоотношений. По содержанию семейные отношения можно подразделить на: 1. Личные неимущественные (лишены экономического содержания). 2. Личные имущественные (которые имеют определенное экономическое содержание). По субъективному состоянию выделяются семейные правоотношения:1. Между супругами. 2) Между бывшими супругами. 3) Между родителя и детьми, усыновителями и усыновленными. 4)Между приемными родителями и приемными детьми. 5) Между приемными родителями и органами опеки и попечительства.

77.Порядок расторжения брака по законодательству РБ.
Действующим законодательством установлен судебный порядок расторжения брака. Расторжению подлежит только брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния. С заявлением о расторжении брака в суд может обратиться один из супругов. В отдельных случаях иск о расторжении брака в суд может предъявить прокурор, если этого требует защита интересов недееспособного супруга.
Для обращения в суд с иском о расторжении брака не требуется ни истечения определенного срока с момента заключения брака, ни согласие другого супруга. Однако, согласно ст. 35 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, муж не вправе без письменного согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время ее беременности и в течение 3 лет после рождения ребенка. При отсутствии согласия жены на рассмотрение дела о разводе судья отказывает в принятии искового заявления, а, если оно было принято, суд прекращает производство по делу. Однако после прерывания женой беременности или достижения ребенком трехлетнего возраста муж вправе вновь обратиться в суд с иском о расторжении брака. Жена может предъявить иск о расторжении брака в любое время.
Законодательство Республики Беларусь предусматривает особый порядок расторжения брака, т. е. без предоставления срока на примирение. Случаи, когда брак можно расторгнуть в особом порядке без трехмесячного срока для примерения:1). если один из супругов признан безвестно отсутствующим; 2).осужден к лишению свободы на срок не менее 3 лет; 3). если один из супругов признан недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия; 4). По взаимному согласию обоих супругов не имеющих несовершеннолетних детей. При вынесении решения о расторжении брака, при отсутствии Соглашения о детях, суд обязан определить: 1. с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети; 2. Порядок участия в воспитании несовершеннолетних детей отдельно проживающего от них родителя; 3. С кого из родителей и в каком размере взыскиваются алименты на содержание детей. При приеме искового заявления о расторжении брака суд предоставляет супругам трехмесячный примирительный срок. Суд вправе продлить этот срок до 6 месяцев.

79.Понятие и виды отпусков по трудовому законодательству РБ.
Отпуск — освобождение работника от работы по трудовому договору на определенный период для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней работы и заработной платы.
Виды отпусков: трудовой и социальный. Трудовой отпуск предоставляется в связи с трудовой деятельностью работника. Он предназначается для отдыха и восстановления работоспособности, укрепления здоровья и иных личных потребностей работника. Социальные отпуска предоставляются работникам в целях создания благоприятных условий для материнства, ухода за детьми, обучения, удовлетворения семейно-бытовых потребностей и для других социальных целей. К числу социальных отпусков относятся: 1.по беременности и родам; 2.по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; 3.кратковременный отпуск без сохранения заработной планы, который наниматель обязан предоставить работнику; 4.кратковременный отпуск без сохранения заработной планы по семейно-бытовым причинам, для работы над диссертацией, написания учебников и по другим уважительным причинам, предоставляемый по договоренности между работником и нанимателем. Продолжительность трудовых и социальных отпусков исчисляется, по общему правилу, в календарных днях. При этом государственные праздники и праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются.

80.Понятие и виды трудовых отпусков.
Трудовой отпуск предоставляется в связи с трудовой деятельностью работника. Виды трудовых отпусков. 1. Основной отпуск. Продолжительность основного отпуска не может быть менее 24 календарных дней. Продолжительность данного отпуска обязательна для всех нанимателей. 2. Дополнительный отпуск. Предоставляется лишь отдельным категориям работников. Указанные отпуска предоставляются: А) за работу с вредными условиями труда; Б) Работникам с ненормированным рабочим днем наниматель за счет собственных средств устанавливает дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью до 7 календарных дней. В) Работникам, имеющим продолжительный стаж работы в одной организации, наниматель за счет собственных средств может устанавливать дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы до 3 календарных дней. Г) Наниматель имеет право устанавливать за счет собственных средств дополнительные поощрительные отпуска. Д) За работу по контракту наниматель обязан предоставить работнику дополнительный отпуск до 5 календарных дней.
Трудовой отпуск за первый рабочий год предоставляется не ранее чем через 6 месяцев работы у нанимателя. Также, по договоренности между работником и нанимателем, отпуск может быть разделен на две части. При этом одна часть должна быть не менее 14 календарных дней.

81.Порядок исчисления сроков в гражданском праве.
Правила исчисления сроков: 1) сроки могут исчисляться днями, неделями, месяцами, годами; 2) течение срока начинается на следующий день после календарной даты или события, с которым связано его начало; 3) правила определения окончания срока зависят от единицы, которой измеряется срок: А) исчисляемый днями истекает в 24.00 последнего дня срока (если срочное действие совершается в организации — в момент прекращения соответствующих операций); Б) исчисляемый неделями истекает в соответствующий день последней недели срока; В) исчисляемый в полмесяца истекает в 15-й день от начала исчисления; Г) исчисляемый месяцами истекает в соответствующее число последнего месяца срока, а при его отсутствии — в последний день этого месяца; Д) исчисляемый кварталами истекает аналогично месяцам, считая квартал за 3 месяца (начало отсчета кварталов ведется с начала года); Е) исчисляемый годами истекает в соответствующее число и месяц последнего года срока. Если последний день срока — нерабочий, днем окончания срока считается ближайший следующий рабочий день.

82.Понятие и структура правосознания.
Правосознание – совокупность представлений, взглядов, оценок, эмоций, которые выражают отношения людей к праву.
Структура правосознания. 1. Правовая идеология — это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. 2. Правовая психология — это совокупность чувств, привычек, настроений, в которых выражается отношение различных социальных групп, индивидов к праву, законности. Основные функции правосознания: 1)Познавательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности. 2)Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации.3)Регулятивная функция осуществляется путем правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, объединяющих в себе все иные источники правовой активности. Результатом является правомерное или противоправное поведение.
По субъектам правосознание подразделяется на следующие виды: индивидуальное, групповое, общественное.

83.Понятие и сущность правовой культуры общества.
Правовая культура — это глубокие, объемные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, правовое отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности. Соответственно, для каждого юриста — это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки. Высший уровень правовой культуры индивида — это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным, сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.
Социально-правовую активность следует отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицам. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в частности профессиональным долгом юриста, и заключается в обязанности безупречно служить закону.
Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов построения правового государства общества, в котором обеспечиваются его социально-экономическому и духовному строю права и свободы человека.

84. Понятие и виды социальных отпусков по трудовому законодательству РБ.
К числу социальных отпусков относятся: 1.по беременности и родам; 2.по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; 3.кратковременный отпуск без сохранения заработной планы, который наниматель обязан предоставить работнику; 4.кратковременный отпуск без сохранения заработной планы по семейно-бытовым причинам, для работы над диссертацией, написания учебников и по другим уважительным причинам, предоставляемый по договоренности между работником и нанимателем.
Отпуск по беременности и родам предоставляется женщинам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 56 (в случаях осложненных родов или рождения двух и более детей — 70) календарных дней после родов с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. Отпуск исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет наниматель обязан предоставить работающим женщинам независимо от трудового стажа, по их желанию, после перерыва в работе, вызванного родами, с выплатой за этот период ежемесячного государственного пособия, размеры и условия выплаты которого устанавливаются законодательством. Отпуск предоставляется по письменному заявлению матери ребенка и может быть использован ею полностью либо по частям любой продолжительности. Отпуск вместо матери ребенка предоставляется работающим отцу или другим родственникам ребенка, фактически осуществляющим уход за ребенком, а при назначении опеки — опекуну ребенка. При этом за ними сохраняется право на получение ежемесячного государственного пособия. Наниматель обязан по желанию работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней следующим категориям работников: А) женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет; Б) ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий на территории других государств; В) осуществляющим уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением; Г) инвалидам, работающим на производствах, в цехах и на участках, специально предназначенных для труда этих лиц; Д) иным работникам в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором. Данные отпуска, предоставляются в течение календарного года в период, согласованный сторонами. По семейно-бытовым причинам, для работы над диссертацией, написания учебников и по другим уважительным причинам, работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен в течение календарного года отпуск без сохранения заработной платы не более 30 календарных дней, если иное не предусмотрено коллективным договором. Уважительность причин оценивает наниматель, если иное
не установлено коллективным договором.

88. Препятствия к заключению брака в РБ.
Препятствия к заключению брака: 1.между лицами, из которых хотя бы один состоит уже в другом зарегистрированном и не расторгнутом браке; 2.между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии; 3.между полнородными и неполнородными братьями и сестрами; 4.между усыновителями и усыновленными; 5.между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.

89.Понятие и структура правовой нормы.
Норма права – это общеобязательное правило поведения установленное государством и направленная на регулирование общественных отношений. Структура правовой нормы состоит из следующих элементов: 1.гипотеза — это элемент правовой нормы, который указывает на условия, при которых следует ей руководствоваться. 2. Диспозиция — это элемент правовой нормы, который содержит указания на то, каким может или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой. 3. Санкция – это элемент правовой нормы, который определяет, какие неблагоприятные последствия могут наступить для нарушителя правил, предусмотренных диспозицией.

90.Понятие и структура системы права.
Система права — соединение действующих в стране норм права в единое целое.
Структура системы права. 1. Норма права — общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством, направленное на урегулирование общественных отношений. 2. Отрасль права — совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения. 3. Институт права — входящая в определенную отрасль права группа взаимосвязанных норм, регулирующая определенную разновидность однородных общественных отношений. 4. Подотрасль права — группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения.
91.Обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:
1.чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;
2.предотвращение виновным вредных последствий совершенного правонарушения;
3.добровольное возмещение или устранение причиненного вреда;
4.наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение малолетнего ребенка;
5.совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
6.совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
7.совершение правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;
8. правонарушения беременной женщиной.

92.Обстоятельства, отягвающие административную ответственность.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:1.продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его; 2.совершение административного правонарушения повторно; 3.вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение; 4.совершение административного правонарушения группой лиц; 5.совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;8.совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни; 9.совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна лицу, совершившему административное правонарушение; 10.совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для правонарушителя, страдающего психическим заболеванием или слабоумием; 11.совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ; 12.совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей.

93.Категории преступлений. Общая характеристика.
Категории уголовного преступления. 1. К преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, относятся умышленные преступления и преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет или иное более мягкое наказание. 2. К менее тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше шести лет, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет. 3. К тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двенадцати лет. 4. К особо тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двенадцати лет, пожизненного заключения или смертной казни.

95.Понятие и виды источников международного права.
Международное право — отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих взаимоотношения между государствами и иными субъектами международного права в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.
Источники международного права. 1.Международный договор — соглашение, заключенное между государствами либо между государствами и международными организациями, преимущественно в письменной форме, где закрепляются права и обязанности сторон. 2.Международный обычай — это практика государств, признанная ими в качестве юридически обязательной для себя. 3.Практика государств — это поведение государств в конкретной ситуации, выражающееся в определенных действиях или бездействии аналогичного и повторяющегося характера. Чтобы практика государств стала обычной нормой, она должна быть признанной ими в качестве юридически обязательной. Такое признание может закрепляться в законодательстве государств, решениях национальных судов, дипломатической переписке.

94.Порядок расторжения и заключения брака.
Порядок заключения брака регламентирован законом. Заявления о регистрации брака в орган ЗАГС будущие супруги подают лично. В нем указывается, какую фамилию желает избрать каждый после регистрации брака, состоял ли ранее в браке, имеются ли дети. Лица, которым необходимо снижение брачного возраста, предъявляют соответствующие документы (справка о беременности), а ранее состоявшие в браке – документы, подтверждающие прекращение прежнего брака. Заключение брака происходит по истечению 15 дней после подачи заявления в орган ЗАГС. В отдельных случаях руководитель органа ЗАГС при наличии уважительных причин может сократить или увеличить этот пятнадцатидневный срок. Бракосочетание производится в торжественной обстановке в присутствии жениха и невесты и, по их желанию, в присутствии свидетелей, родственников, знакомых. После регистрации брака супругам выдается свидетельство о браке, в паспортах делается отметка с указанием фамилии, имени, отчества и года рождения избранного супруга, места и времени регистрации брака.
Действующим законодательством установлен судебный порядок расторжения брака. Расторжению подлежит только брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния. С заявлением о расторжении брака в суд может обратиться один из супругов. В отдельных случаях иск о расторжении брака в суд может предъявить прокурор, если этого требует защита интересов недееспособного супруга.
Для обращения в суд с иском о расторжении брака не требуется ни истечения определенного срока с момента заключения брака, ни согласие другого супруга. Однако, согласно ст. 35 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, муж не вправе без письменного согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время ее беременности и в течение 3 лет после рождения ребенка. При отсутствии согласия жены на рассмотрение дела о разводе судья отказывает в принятии искового заявления, а, если оно было принято, суд прекращает производство по делу. Однако после прерывания женой беременности или достижения ребенком трехлетнего возраста муж вправе вновь обратиться в суд с иском о расторжении брака. Жена может предъявить иск о расторжении брака в любое время.
Законодательство Республики Беларусь предусматривает особый порядок расторжения брака, т. е. без предоставления срока на примирение. Случаи, когда брак можно расторгнуть в особом порядке без трехмесячного срока для примерения:1). если один из супругов признан безвестно отсутствующим; 2).осужден к лишению свободы на срок не менее 3 лет; 3). если один из супругов признан недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия; 4). По взаимному согласию обоих супругов не имеющих несовершеннолетних детей. При вынесении решения о расторжении брака, при отсутствии Соглашения о детях, суд обязан определить: 1. с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети; 2. Порядок участия в воспитании несовершеннолетних детей отдельно проживающего от них родителя; 3. С кого из родителей и в каком размере взыскиваются алименты на содержание детей. При приеме искового заявления о расторжении брака суд предоставляет супругам трехмесячный примирительный срок. Суд вправе продлить этот срок до 6 месяцев.

96.Формы финансового контроля в РБ.
Под формой финансового контроля понимают отдельные стороны проявления содержания и организации контрольных действий.
Формы финансового контроля в зависимости от срока: 1.Предварительный контроль проводится до совершения финансовых операций. 2.Текущий контроль проводится в ходе того или иного мероприятия. 3.Последующий контроль проводится после совершения финансовых операций.
Формы финансового контроля в зависимости от источника проверяемых данных: 1.Документальный финансовый контроль предусматривает проверки по данным первичного учета и отчетности. 2.Фактический финансовый контроль ведется в целях установления достоверности расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств. Основным методом финансового контроля является ревизия, в ходе которой проверяется правильность расходования и наличие денежных средств и материальных ценностей в кассе.
97.Компетенция Правительства РБ.
Полномочия Правительства Республики Беларусь: 1.руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти; 2.разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; 3.разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; 4.обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда; 5.принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 6.выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью; 7.отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления и др.

98.Систематизация законодательства: понятия и виды.
Систематизация законодательства — деятельность компетентных государственных органов по упорядочению множества нормативных правовых актов, приведению их во внутренне согласованную систему в целях обеспечения максимальных удобств пользования нормативных материалов.
Виды систематизации законодательства: 1. Инкорпорация — это такой вид систематизации законодательства, при котором нормативные правовые акты объединяются в различные сборники, собрания законодательства в определенном порядке (по отраслевому признаку, по юридической силе, в хронологическом порядке и по другим возможным основаниям), но без изменения их нормативного содержания. 2. Кодификация – это такой вид систематизации законодательства, при котором множество нормативно-правовых актов, регулирующих определенную сферу общественных отношений, перерабатываются в единый кодификационный акт, содержащий систематизированной изложение соответствующих правовых норм. 3. Консолидация – это особый вид систематизации законодательства, сочетающий в себе черты инкорпорации и кодификации.

100. Источники права: понятия и виды.
Источник права – способ закрепления и выражения правовых норм. Источники права бывают: 1. Правовой обычай – являются правилами поведения, которые сложились в результате многократного повторения людьми определенных действий и в конечном итоге, приобрели значение устойчивой нормы. 2.Юридический прецедент (судебная практика) — это решение по конкретному судебному или административному делу, которое является образцом для рассмотрения аналогичных споров, возникших в последствии. 3. Нормативно-правовой акт — это акт правотворчества, содержащий правовые нормы. К нормативно-правовым актам относятся: конституции, законы, указы, постановления. Нормативно-правовой акт позволяет своевременно реагировать на происходящие в обществе изменения.
99.Разновидности нормативных правовых актов РБ.
Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый уполномоченным государственным органом (должностным лицом) или путем референдума с соблюдением процедуры, установленной законодательством Республики Беларусь, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанный на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Виды нормативных правовых актов. 1.Конституция Республики Беларусь — Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. 2.Программный закон — закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке по определенным ею вопросам.
3.Кодекс (кодифицированный нормативный правовой акт) — закон, обеспечивающий системное регулирование определенной области общественных отношений либо содержащий основную часть таких норм. 4.Закон — нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. 5.Декрет, указ — нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь. 6.Постановления палат Парламента — Национального собрания Республики Беларусь — нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента. 7.Постановления Совета Министров Республики Беларусь — нормативные правовые акты Правительства Республики Беларусь. 8.Акты Конституционного Суда, Верховного Суда (постановления Пленума Верховного Суда), Высшего Хозяйственного Суда (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда), Генерального прокурора — нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции, по регулированию общественных отношений. 9.Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь — нормативные правовые акты, принимаемые в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. 10. Регламент — нормативный правовой акт, содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующего органа. 11.Инструкция — нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений. 12.Правила — кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам. 13.Устав (положение) — нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности кого-либо в определенных сферах деятельности. 14.Приказ — нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах своей компетенции. 15.Решение органов местного управления — нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции

101.Понятия, юридические свойства и виды конституций.
Конституция – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами). На основе конституции формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. По этой причине конституцию нередко называют ядром правовой системы. Юридические свойства Конституции:1.Конституция является главным, Основным Законом страны. Это означает, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. 2.Конституция — основной, первичный источник национального законодательства. Поэтому она является ядром правовой системы. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Например, в тексте Конституции Республики Беларусь ссылка на закон делается примерно сто раз. 3.Конституция закрепляет правовой статус органов государственной власти и определяет иерархию принимаемых ими нормативных правовых актов. При этом следует иметь в виду, что сама Конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным нормативным правовым актам. 4.Приоритет Конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены. 5.Юридический вес конституционных норм предопределяется их верховенством не только по отношению к разрабатываемым нормативным актам, то есть необходимостью базирования этих актов на Конституции, но и обязанностью привести ранее принятые акты в соответствие с Конституцией. 6.Юридическим свойством Конституции является ее стабильность, устойчивость. Нередко это зависит от стабильности общественных отношений .Стабильности Конституции в юридическом плане содействует предусматриваемый в ней усложненный порядок ее принятия. Классификация конституций. По сроку действия конституции можно классифицировать на временные и постоянные: 1.Временные имеют ограниченный срок действия: в основном законе прямо указывается период действия конституции (например, принятая в марте 2004 г. в Ираке ); 2.Постоянными являются конституции, принимающиеся на неопределенный срок. Конституции в зависимости от формы или структуры, в которой они выражены, подразделяют на писаные и неписаные. К писаным относят конституции, принятые в виде единого документа, к неписаным – совокупность законодательных актов. По способу принятия конституции подразделяются следующим образом: 1.Принятые путем народного голосования (референдумом). В последние годы таким способом были приняты конституции во Франции, Эстонии, Румынии, России, Казахстане и др.; 2.Принятые законодательным органом. Это второй наиболее распространенный способ принятия конституции. В этом случае может действовать иная, более жесткая процедура, чем при принятии обычных законов, требуется более высокое (квалифицированное) большинство; 3.Принятие конституции специально создаваемым для этих целей органом. К таким учредительным органам можно отнести конституционную ассамблею, учредительное собрание и др. По порядку изменения конституции подразделяют на гибкие и жесткие, а также смешанного типа (сочетающие в себе различные элементы). 1. Конституцию характеризуют гибкой в связи с тем, что она может изменяться (дополняться) в том же порядке, что и обычные законы. Каких–либо специальных процедур в этом случае не предусматривается. Типичными примерами гибких конституций являются конституции Великобритании и Новой Зеландии. 2. Жесткими конституциями являются те, которые изменяются (дополняются) в особом, более сложном порядке, нежели это происходит при обычной законодательной процедуре.

102.Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
Под несовершеннолетним понимается лицо, которое на день совершения преступления либо на день внесения приговора не достигло возраста 18 лет. К лицам совершившим преступления в возрасте до 18 лет, могут быть применены следующие наказания: 1. Общественные работы. 2. Лишения права заниматься определенной деятельностью. 3. Штрафы. 4. Исправительные работы. 5, Арест. 6. Ограничения свободы (к лицу, достигшему 18 летнего возраста ко дню постановления приговора). 7. Лишение свободы. Лицу, впервые совершившему в возрасте до 18 лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, наказания в виде лишения свободы не назначается. За менее тяжкое преступление срок лишения свободы не может превышать 3 лет, за тяжкое преступление 7 лет, за особо тяжкое -10 лет, а за особо тяжкое преступление сопряженное с умышленным посягательством на жизнь человека – 15 лет. Отбывание наказания в виде лишения свободы лицам, не достигшим ко дню вынесения приговора 18 лет, назначается в воспитательных колониях. Если в процессе судебного разбирательства будет установлено, что исправление несовершеннолетнего, совершившего преступления, не предоставляющее большой общественной опасности возможно без применения наказания. Мера уголовной ответственности называется «Осуждение несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера»: 1. Предостережение. 2. Возложение обязанностей публично или в иной форме, определяемой судом, принести извинения потерпевшему. 3. Возложение на несовершеннолетнего, достигшего 15 летнего возраста, обязанности возместить своими средствами или устранить своим трудом причиненный ущерб, при условии что несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и размер ущерба не превышает его среднемесячного заработка. 4. Ограничения свободы досуга несовершеннолетнего на срок от 1 до 6 месяцев. 5. Помещение несовершеннолетнего на срок до 2 лет, но не более чем, до достижения им 18 летнего возраста, в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение. Лица, впервые совершившие в возрасте до 18 лет преступление, не представляющие большой общественной опасности, может быть освобождено от уголовной ответственности с передачей несовершеннолетнего под наблюдение родителей или лиц их заменяющих. Передача несовершеннолетнего под наблюдение родителей или лиц их заменяющих, допускается только при условии уплаты ими залога. Лица, совершившие преступления в возрасте до 18 лет и отбывшие наказания в виде общественных работ, штрафа, в виде лишения свободы за неосторожное преступление, считаются не имеющими судимости.

103.Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
Обстоятельства, исключающие преступность деяния:
1.Необходимая оборона. Не является преступлением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого лица, интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. 2. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление. Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для передачи органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, когда оно пытается или может скрыться от следствия и суда, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным, и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер. 3.Крайняя необходимость. Не является преступлением действие, совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами, и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный. 4.Выполнение специального задания по предупреждению или раскрытию преступления. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое, выполняя в соответствии с действующим законодательством специальное задание по предупреждению или раскрытию преступления и действуя с другими его участниками, вынужденно совершить преступление. 5. Обоснованный риск для достижения общественно полезной цели. Не является преступлением причинение вреда охраняемым Уголовным кодексом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно–техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями, и лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения вреда правоохраняемым интересам. 6.Исполнение обязательного приказа или распоряжения. Не является преступлением причинение вреда охраняемым Уголовным кодексом интересам лицом, действующим во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения, отданных в установленном порядке. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение. Лицо, совершившее умышленное преступление по заведомо преступному приказу или распоряжению, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Лицо, не исполнившее заведомо незаконный приказ или распоряжение, не подлежит уголовной ответственности.

104. Правовая характеристика Конституции РБ (структура, способ принятия).
Структура Конституции представляет собой систему группировки ее норм и последовательное их расположение. Конституционные нормы включаются в разделы и главы. Структура Конституции РБ является стандартной: она имеет преамбулу, основную часть и заключительные переходные положения. В преамбуле сжато закрепляются руководящие начала, на которых базируется Конституция. В преамбуле предусматривается, что Конституция является Основным Законом РБ. Значение текста преамбулы состоит в том, что ее положение имеет фундаментальное значение для уяснения смысла других норм Конституции. Основная часть Конституции состоит из 8 разделов, разделы 3,4 и 5 состоят из глав (всего восемь глав). В разделе 1 раскрываются основы конституционного строя. Дается характеристика белорусского государства как унитарного, демократического, социального правового. Раздел 2 посвящен правам, свободами обязанностям человека и граждан. В разделе 3 фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума. Раздел 4 посвящен статусу государственных органов и изложен с учетом принципа разделения властей. В ней закреплены полномочия главы государства, парламента, правительства, органов судебной власти. Положение 5 раздела касаются местного управления и самоуправления. В разделе 6 содержаться нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов – прокуратуры, комитета государственного контроля. В разделе 7 содержит нормы, касающиеся финансово- системы РБ. В разделе 8 решаются вопросы действия конституции и порядка ее изменения. Заключительные и переходные положения помещаются в разделе 9 конституции. Данный раздел позволяет правовыми средствами обеспечить «переход» к реализации тех норм, которые не могут быть использованы с введением в действия конституции. В этом разделе есть нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов.
Известны три способа принятия конституции: 1) принятие конституции парламентом. Так, к примеру, была принята Конституция Украины в 1996 году; 2) принятие конституции путем референдума (как это, в частности, характерно для действующей Конституции РФ). При этом различают так называемые ратифицирующие референдумы — ситуация, когда проект конституции разрабатывается специальным органом (учредительным собранием) и выносится на всенародное голосование; 3) принятие конституции специально учрежденным органом — учредительным собранием. Государственно-правовой практике XVII-XIX вв. известен такой способ принятия конституции, как октроирование. Это пожалование, или дарование, конституции властью монарха. Такой способ принятия конституции характерен в основном для абсолютистских режимов.

105.Порядок создания, реорганизация и ликвидация ЮЛ.
Процесс образования юридического лица включает действия лиц, инициирующих его создание, и уполномоченных государственных органов, придающих этой инициативе юридическую силу. В зависимости от степени участия в процессе создания юридического лица выделяются несколько способов образования юридических лиц. При явочном порядке для того, чтобы организация считалась созданной, необходимо лишь волеизъявление учредителей. Вмешательства государственных или иных органов в данном случае не требуется. Такой порядок используется за рубежом при создании юридических лиц отдельных видов. Распорядительный порядок предполагает, что для создания юридического лица достаточно распорядительного акта учредителя, государственной регистрации юридического лица не требуется. Нормативно-явочный порядок заключается в том, что для образования юридического лица учредители подписывают и представляют в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный законом. Этот орган производит государственную регистрацию юридического лица при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации. Согласия какого-либо государственного органа, в том числе регистрирующего, на создание юридического лица не требуется. Перечень оснований для отказа в регистрации строго ограничен законом. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Различают несколько форм реорганизации: 1. Преобразование – это изменение организационно-правовой формы предприятия. Права и обязанности реорганизованного юридического лица (право приемства) переходит к новому лицу на основании передаточного акта. 2. Слияние предприятий приводит к образованию нового предприятия, т.е. юридического лица, также на основании передаточного акта. 3.При присоединении одного юридического лица к другому права и обязанности присоединенного предприятия переходят к последнему на основании передаточного акта. Первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи о прекращении деятельности присоединенного лица.4. Выделение – это выход из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц, к которым права и обязанности переходят в соответствии с разделительным балансом (без прекращения последнего). 5. Разделение юридического лица происходит также на основании разделительного баланса. В соответствии с ним права и обязанности реорганизуемого предприятия переходят к вновь возникшим юридическим лицам (при этом реорганизуемое предприятие прекращает свою деятельность). Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о праве приемствия по всем обязательствам реорганизации юридического лица по отношению всех должников и кредиторов.
Ликвидация юридического лица, в отличие от реорганизации, влечет за собой прекращение его прав и обязанностей юридического лица без перехода к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано принудительно и в обычном порядке. Принудительно по решению суда предприятие ликвидируется в следующих случаях:1.При осуществлении деятельности без лицензии;2.При осуществлении деятельности, запрещенной законом; 3.При неоднократном и грубом нарушении закона и других правовых актов; 4. Вследствие признания его несостоятельным (т.е., банкротом). В обычном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано в связи со следующими причинами:1. В связи с истечением срока, на который оно создавалось; 2. В связи с достижением цели создания; 3. В случае признания судом недействительной его регистрации. Процедура ликвидации юридического лица проводится в следующем порядке ликвидационной комиссией:1 этап: в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц, помещается информация о ликвидации, порядке и сроках подачи требований кредиторам (не менее 2х месяцев). 2 этап: по окончании этого срока составляется промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечень требований кредиторов, а также результаты их рассмотрения. 3 этап: удовлетворение требований кредиторов в порядке, предусмотренном законодательством в соответствии с промежуточным ликвидационном балансом. Порядок удовлетворения требований кредиторов: А) В первую очередь удовлетворяются требования граждан за причиненный вред их жизни или здоровью. Б) Во вторую очередь производятся выплаты (расчеты по выплате) выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, расчеты по выплате вознаграждений авторам по результатам интеллектуальной деятельности. В) В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия. Г) В четвертую очередь удовлетворяется задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами. Д) В пятую очередь – перед остальными кредиторами. 4 этап: по завершении расчета с кредиторами составляется окончательный ликвидационный баланс (до этого составлялся промежуточный). 5 этап: имущество, оставшееся после расчета с кредиторами, передается учредителям юридического лица и делится между ними. 6 этап: ликвидация завершается после внесения соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

85.Понятия и виды дисциплинарных взысканий.
Дисциплинарное взыскание – это мера наказания за дисциплинарный проступок. Дисциплинарный проступок — противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитывается тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, поведение работника на предприятии. Увольнение самая строгая мера – дисциплинарного взыскания и применяется только в следующих случаях: 1. за систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей возложенных на работника; 2. За прогул без уважительных причин; 3. За появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического опьянении, а также распития спиртных напитков на рабочем месте и в рабочее время; 4. За хищение имущества нанимателя.
До применения дисциплинарного взыскания наниматель обязан затребовать письменное объяснение работника. Отказ работника от дачи объяснения не является препятствием для применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание оформляется приказом (распоряжением), постановлением нанимателя. Приказ (распоряжение), постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов объявляется работнику под роспись в пятидневный срок. Работник, не ознакомленный с приказом (распоряжением), постановлением о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Отказ работника от ознакомления с приказом (распоряжением), постановлением оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни работника и (или) пребывания его в отпуске.

86. Основания прекращения брака.
Основания расторжения брака: смерть одного из супругов, расторжение брака, объявление одного из супругов умершим. В случае смерти или объявления в судебном порядке умершим одного из супругов брак считается прекращенным со дня регистрации смерти. Доказательством прекращения брака служит свидетельство о смерти, выданное органом записи актов гражданского состояния либо вступившего в законную силу решения суда об объявлении лица умершим. Регистрация смерти одного из супругов не влечет за собой автоматического прекращения всех прав, возникших в связи с заключением брака. Так, например, переживший супруг сохраняет право на фамилию умершего, на наследование его имущества, а при определенных условиях получение пенсии по случаю потери кормильца.
Объявление гражданина умершим в судебном порядке основано на предположении (презумпции) его смерти без достоверных данных о смерти. Не исключено, что гражданин, объявленный умершим, в действительности жив. В случае явки или обнаружения места жительства такого лица суд отменяет свое ранее вынесенное решение об объявлении его умершим. После отмены решения суда об объявлении гражданина умершим брак считается восстановленным с момента его заключения независимо от волеизъявления супругов, однако при условии, что супруг лица, объявленного умершим, не вступил в новый брак. При этом не имеет значения продолжительность и причина отсутствия супруга. Если супруги не хотят больше состоять в браке, они могут расторгнуть его в обычном порядке. Если же супруг лица, объявленного умершим, вступил в новый брак до отмены решения суда об объявлении его супруга умершим, прежний брак не может быть восстановлен. Если же бывшие супруги желают продолжить в дальнейшем семейную жизнь, вступившему в брак следует расторгнуть новый брак и затем оформить брак между собой.
Признание лица безвестно отсутствующим не влечет за собой автоматического прекращения брака. В этом случае брак может быть расторгнут судом в особом порядке. При явке супруга и отмене решения суда о признании его безвестно отсутствующим расторгнутый брак может быть восстановлен органами ЗАГСа на основании решения суда. Однако брак не может быть восстановлен, если супруг лица, признанного безвестно отсутствующим, после развода вступил в новый брак.
При жизни обоих супругов брак может быть прекращен путем его расторжения. С заявлением о расторжении брака в суд может обратиться один из супругов. В отдельных случаях иск о расторжении брака в суд может предъявить прокурор, если этого требует защита интересов недееспособного супруга.

Maxvel

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector