Судебная власть и правосудие

Судебная власть и правосудие

1. понятие и назначение судебной власти
2. свойства судебной власти
3. взаимоотношения судебной власти, законодательной и исполнительной властей
4. понятие о правосудии. Его отличительные черты. Соотношение правосудия и судебной власти

 

[attachment=310]

1.Формирования понятия «судебная власть» тесно связано с длительным процессом разработки концепции разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. 
Предмет данной теории отмечается уже в работах Платона, Аристотеля, Цицерона. В классическом виде теория разделения властей полностью сформировалась в 18в. У ее истоков стоял Джон Локк (английский философ и политический деятель). Он не выделял в качестве самостоятельной ветви судебную власть и считал, что существуют законодательная, исполнительная и федеративная власти. Первым на три общепризнанные вида указал французский просветитель, правовед и философ Монтескье. Концепция разделения власти получила закрепление в конституциях большинства современных государств.

На белорусских землях первая судебная власть была введена статутами ВКЛ в 16в. Затем он применялся в судебных уставах 1864г. и широко употреблялось в дореволюционном законодательстве и юридической литературе. В советский период идея разделения власти была отвергнута и лишь в перестроечные годы начала проявляется в более серьезном отношении концепция разделения власти. В современном белорусском законодательстве термин судебная власть появляется в декларации от 27 июня 1990г. «о государственном суверенитете РБ» и законе от 27 февраля 1991г. «об основных принципах народовластия». На конституционном уровне норма о разделении властей была закреплена в ст.6 конституции РБ от 15 марта 1994г. Такое ж правило и в действующей редакции конституции РБ. В ст.2 кодекса «о судоустройстве и статусе судей» говорится, что судебная власть в РБ принадлежит судам, образованным в порядке, установленном конституцией и настоящим кодексом.

Судебная власть в РБ осуществляется только судами, в лице судей и привлекаемых в установленном кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к осуществлению правосудия народных заседателей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства. Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями. Судебную власть можно определить как совокупность предоставленных судом полномочий по осуществлению правосудия и возложенных законодательством на суды иных функций.

2.Свойства, характеризующие судебную власть, проявляются в назначении судебной власти в обществе и государстве, ее содержание, процедуре реализации, взаимодействия законодательной и исполнительной ветвями власти. Эти свойства закреплены в конституции и других правовых источниках курса судоустройства. Свойствами судебной власти являются:
• обязательность судебных решений, 
• самостоятельность и независимость, 
• полнота и исключительность, 
• верховенство в системе юстиции, 
• объективность и беспристрастность, 
• политическая нейтральность и легитимность.

Обязательность судебных решений определяется тем, что вступившие в законную силу решения и иные требования и распоряжения суда подлежат обязательному исполнению на всей территории государства. 
Самостоятельность и независимость состоит в том, что суд выполняет свою деятельность самостоятельно, без подчинения какому-либо органу или должностному лицу, в том числе вышестоящим судам. Решение по делу принятому судом единолично и не требует внешнего утверждения и одобрения. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчинены только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия не допускается и влечет предусмотренную законодательством ответственность. 
Полнота и исключительность судебной власти означает, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей и народных заседателей. Рассмотрение означает и то, что решения судьи могут быть отменены либо изменены лишь вышестоящими судебными инстанциями при наличии к этому предусмотренных законодательством оснований и условий. 
Объективность и беспристрастность судебной власти заключается в том, что судьи и народные заседатели рассматривают и разрешают судебные споры непредвзято, т.е. при отсутствии какой-либо заинтересованности в исходе дела, а всестороннее через исследование всех обстоятельств дела, как обвинительного, так и оправдательного характера. Гарантия данного свойства судебной власти является содержание в процессуальном законодательстве института отвода, самоотвода судей и народных заседателей от участия в рассмотрении судом дела при наличии обстоятельств, ставящих под сомнение их беспристрастность и объективность. 
Верховенство судебной власти прежде всего проявляется в особом правовом институте суда среди правоохранительных органов, а также то, что она формируется высшими органами и должностными лицами государства, т.е. парламентом, президентом и осуществляется от имени РБ. 
Политическая нейтральность – важная черта судебной власти, обеспечивает беспристрастность и объективность суда. Рассмотренный принцип отстраняет судей от занятия активной политической деятельностью. Судьи не в праве состоять в политических партиях и общественных объединениях, преследующих политические цели, оказывать поддержку, не в праве осуществлять депутатскую деятельность и публично высказывать свои политические взгляды. 
Легитимность судебной власти заключается в ее соответствии законодательству, т.е. установленной им процедуре формирования органов и деятельности судебной власти. Судебная власть признается легитимной при доверии к ней населения.

3.Взаимодействие судебной власти с законодательной и исполнительной властями протекает по 2 направлениям. Во-первых – ветви власти сотрудничают между собой с целью эффективного управления государством. Во-вторых – каждая из трех ветвей власти, осуществляя свои полномочия сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым в государстве законность и правопорядок.

Парламент и президент РБ, принимая или издавая законы и иные НПА, определяют судебную систему страны, структуру судов и организацию их работы, правовой статус судей, процессуальный порядок рассмотрения судами дел и иных материалов. В свою очередь судебная власть вправе обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями по совершенствованию законодательства, участвовать в разработке и обсуждении законопроекта, давать заключения о соответствии конституции содержания НПА, разъяснять действующее законодательство по вопросам судебной практики. Парламент и президент принимают участие в назначении и освобождении от должности судей председателей, заместителей. Парламент также утверждает объем финансирования судебной власти за счет средств республиканского бюджета.

Исполнительная власть, т.е. Минюст и его органы на местах осуществляют организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Судебная власть наделена правом оценивать законность решений и действий органов и должностных лиц исполнительной власти, разрешать споры между госорганами и гражданами. 
Взаимодействие судебной власти с политическими партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели характеризуется таким свойством, как политическая нейтральность судебной власти. Судебная власть взаимодействует с политическими партиями и общественными объединениями преследующими политические цели: судебной власти подсудны конфликты между одной или двумя сторонами, которыми являются указанные институты. 

4.Правосудие – одно из направлений деятельности суда, составляющее содержание судебной власти. Суть его состоит в рассмотрении и разрешении судом правовых споров между участниками правоотношений. В законодательстве отсутствует определение термина правосудие. Нет единого подхода в определении рассмотрения понятия и со стороны ученых-юристов. В самом общем виде правосудие можно определить как форму государственной деятельности, заключающуюся в разбирании, разрешении судами гражданских, хозяйственных, административных, уголовных дел, а также в осуществлении ими конституционного контроля.

Правосудию присущ ряд отличительных признаков:
1) правосудие может осуществляться только особым органом: судом (судьей)
2) правосудие осуществляется судом не произвольно, а посредством конкретных, установленных законом способом. В зависимости от способа осуществления правосудия и специфики разрешения судом дел различают следующие виды правосудия: по гражданским делам, по уголовным делам, по хозяйственным делам, по административным делам и конституционным делам. 
3) Правосудие осуществляется в процессуальной форме, под которой понимается установленный процессуальным законом порядок производства судом по делу в целом, а также условия, последовательность проведения судом отдельных действий. В соответствии со ст.2 кодекса «о судоустройстве и статусе судей» судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судоустройства.
4) Как правило, правосудие осуществляется с применением судом мер государственного принуждения.

При характеристике правосудия нужно четко отличать его от судебной власти, т.к. они не являются тождественными понятиями. Судебная власть и правосудие соотносятся как целое и частное. Судебная власть более широкое понятие, поскольку правосудие является лишь одним из компонентов, составляющих ее содержание.

Maxvel

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить

Напишите комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector