Виды анализа музыкального произведения

1) Сущность музыкально-педагогического анализа муз.произведения.
2) Историко-стилистический, музыкально-теоретический, вокально-хоровой, исполнительский анализ произведения.
3) Влияние музыки на гармоническое развитие человека.

1) Термин «музыкально-педагогический анализ» (художественно-педагогический анализ) принадлежит Апраксиной. Под ним она рассматривала анализ муз.произведения, предназначенное для детского восприятия. В условиях дошкольного образовательного учреждения это разбор, анализ-беседа с детьми по поводу услышанного. Основываясь на искусствоведческих анализах, отбирала из него то, что необходимо и может быть понято детьми. Этот анализ должен помочь воспитателю и муз.руководителю сделать музыку доступной детям. Он должен обеспечить усвоение детьми содержания произведения и через осознание ими музыкально-выразительных средств углубить эмоционально-эстетическую реакцию. Так муз.-пед. анализ проводится с учетом возрастных особенностей и возможностями детей, с учетом их уровня музыкального развития.
Анализ муз.произведения может быть более или менее полным, глубоким, но обязательно должен быть верным. На основании муз-пед анализа происходит последовательное систематическое приобщение дошкольников к музыке, пониманию ими основных музыкальных закономерностей. Проведение такого анализа является сложным, так как каждое муз.произведение в представлении детей должно сохранить свою целостность и специфическую образность. Худ-пед анализ и непосредственное восприятие не оторваны друг от друга, а взаимодействуют: воспринятое разбирается и тут же вновь воспринимается. Приобретенный детьми опыт слушания, понимания в результате разбора 1-го произведения переносится ими на другие аналогичные произведения. Анализ муз.произведения требует постоянной связи эмоциональной и сознательных отношений к произведению.

2) Исторически-стилистический анализ предусматривает сведения о жизни, творчестве композитора, поэта, об их эстетических взглядах, конкретных общественно-исторических условиях, в которых создавались произведения и которые нашли в нем отражение. Анализу подлежат типичные черты письма композитора (стиль), место данного произведения в ряду других, содержание произведения в целом, если изучена только его часть, анализируется идея произведения, круг основных художественных образов, тема, сюжет, жанр.
Музыкально-теоретический анализ предусматривает сведения о муз.формах и всех средствах муз.выразительности. Муз-теор анализ предусматривает жанровые истоки тематизма, взаимосвязь языковой и музыкального ритма – интонации.
Принципы муз.развития:
— контрастное сопоставление
— варьирование
— повторность
— монотематизм.
Анализ муз.формы:
При анализе муз.формы необходимо рассматривать все обозначения и указания композитора. Анализу подлежит: форма всего произведения в целом, форма каждой структурной части, определяются фразы, предложения, периоды, части.

Вокально-хоровой анализ характеризует тип и вид хора. Тип и вид хора зависит от состава певческих голосов. Затем определяется диапазон и текстура произведения. ТЕКСТУРА – это высотное положение звуков мелодии, относительно диапазона голоса, то есть часть общего диапазона партии, наиболее часто используемая в данном произведении. Текстура может быть средняя, высокая, низкая, удобная и не удобная. Далее анализу подлежат вокально-хоровые трудности, которые встречаются в произведении. Они могут быть интонационные, ритмические, дикционные. Необходимо определить эти трудности и пути преодоления.
Для анализа рассматриваются следующие навыки:
— певческая установка
— дыхание
— артикуляция
— дикция
— звукообразование
— чистота интонации.
При хоровом анализе: +ансамбль + хоровой строй.

Исполнительский анализ произведения предусматривает анализ средств муз.выразительности и пути их достижения. Анализу подлежат: манера звукоизвлечения, характер звуковедения, штрихи

Maxvel

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить

Напишите комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector