Учитель из Жабинки: «Не проиграть бы смартфону в битве за детей»

0 5

Учитель из Жабинки: «Не проиграть бы смартфону в битве за детей»

«Достаём листочки и закрываем учебники!» Эта фраза для многих школьников страшнее, чем неожиданный «лебедь» в дневнике. Но только не с учителем биологии средней школы №2 Татьяной Ярмолович. Во-первых, двойку получить у неё очень сложно (уроки интересные и её материал запомнить легко), а, во-вторых, ребята знают: в любой сложной ситуации они могут рассчитывать на помощь строгого, но справедливого учителя.

О таких, как Татьяна Леонтьевна, говорят: «Где родился, там и пригодился». Она – жабинковская, и теперь не представляет лучшего места для жизни, чем город-спутник. Детство и школьные годы Тани Ярмолович прошли здесь, в Жабинке. Когда пришло время определяться с будущей профессией – никаких других вариантов, кроме как стать учителем, не рассматривала.

После учёбы в Брестском пединституте с 1994 года стала работать педагогом-организатором в Хмелевской средней школе, после декретного отпуска ей предложили должность заместителя директора по воспитательной работе. Потом Татьяна Леонтьевна перешла воспитателем на группу продлённого дня в СШ №2, поближе к дому. В её трудовой книжке также значится запись о том, что работала методистом в районном отделе образования. Спустя время Татьяна Ярмолович снова вернулась в СШ №2 уже как заместитель директора по воспитательной работе, а с 2013 года она – учитель биологии.

– Работы с бумагами хватает и там, и там, но хочется не просто быть задействованной в учебном процессе, а работать с детьми. Понимать и реагировать на их запросы, стараться отпустить их с урока с определёнными знаниями, а если о моём предмете будут говорить на перерыве – пожалуй, это лучший комплимент мне как учителю, – улыбается Татьяна Леонтьевна.

Для неё примером учителя стали Анна Александровна Саевич, Валерия Михайловна Головчинер, Светлана Михайловна Кужко. Они умели найти подход к детям, заинтересовать школьников, быть строгими, но справедливыми.

На занятиях Татьяна Ярмолович делает акцент на том, что детям может реально помочь в будущем: знать, как пересадить цветок, что происходит с нашим организмом и как, например, влияют на нас инфекции или заболевания.

Для учителя биологии начало нынешнего года выдалось непростым: быть классным руководителем выпускного класса – это своего рода многоуровневый экзамен, который нужно пройти хотя бы раз любому педагогу.

К слову, в её выпускном классе учился знаменитый боксёр Максим Журавлёв. Так как он много времени проводил на ринге от районного до международного уровней, приходилось навёрстывать учебную программу после занятий. Но биологию он сдал хорошо, теперь Максим – студент первого курса факультета физического воспитания в Брестском университете имени А.С. Пушкина. Ещё один выпускник, Артём Зозон, поступил в Академию МВД. Даниил Денисевич учёбу продолжил в столичном сельскохозяйственном университете, остальные ребята выбрали медицинскую сферу, торговлю, бухгалтерию и финансы. Связь с ними бывший руководитель поддерживает и сегодня: увидит кого-то в Бресте или в Жабинке, обязательно поинтересуется делами.

– Чем сегодняшний школьник отличается от того, который учился в школе лет 30 назад? – интересуюсь у учителя со стажем.

– Ребята были более усидчивыми, целеустремлёнными, им в радость была работа с дополнительным материалом, они хотели узнать больше и жадно впитывали всё новое. Нынешние дети, искушённые гаджетами, даже свои телефоны используют скорее для развлечения, чем для учёбы. Внимание школьника сейчас рассеивается на учебник, экран телефона, в котором – целая жизнь. И как результат – материал запоминают хуже. Здесь не обойтись без хитростей: тематические видеофильмы, необычные тесты на компьютере, создание макетов и моделей, например, цветка или лёгких, интересны детям, – не отчаивается Татьяна Ярмолович.

Такие её старания были замечены. Учитель СШ №2 стала одним из разработчиков материалов по биологии для Единого образовательного ресурса на платформе adu.by, провела не один мастер-класс по использованию программного обеспечения в образовательном процессе. Так сказать, с современными детьми она учит разговаривать на их же языке.

Если на уроках ребят пытаются вовлечь в реальность, то на перемене ребёнок снова залезает в телефон. Хорошо, если дома родители его проконтролируют, тогда и домашнее задание будет выполнено в полном объёме и ребёнок отвлечётся от онлайн-вселенной.

Многие любят после уроков полежать, посмотреть фильм или «зависнуть» в соцсетях. Таким «молодым старичкам» нужно помочь расшевелиться!

– Здесь требуется действовать сообща с родителями, чтобы не проиграть эту битву со смартфонами. Папам и мамам нужно больше времени уделять своим детям: заинтересовать, приобщить к домашней работе, выйти на прогулку. В школе готовы занять ребенка в субботу, шестой школьный день: это и спортивные конкурсы, викторины, волонтёрская деятельность. Дети искренне отозвались на предложение помочь убрать учителям-пенсионерам придомовую территорию от снега и опавшей листвы. Учащихся СШ №2 можно было увидеть в яркой волонтёрской одежде и на осенней ярмарке.

Сама Татьяна Леонтьевна старается почаще привлекать родителей к участию в мероприятиях: не только в школьных утренниках, но и вместе предлагает выбираться большой компанией в походы и экскурсии, приглашает взрослых на профориентационные беседы.

Её бывшие ученики и нынешние школьники знают, где можно найти учителя биологии. К ней могут прийти в любое время, главное для педагога, чтобы сами школьники были готовы учиться, делать что-то, в том числе и дополнительно развивать свой кругозор.

– Такие ребята вызывают уважение. Чувствуется ответственный подход к делу. Сама стараюсь довести любое дело до логического завершения. Прежде всего, в такой позиции выражается уважение к себе, своему потраченному времени и времени других людей. А ещё – совесть не позволит подвести других, – завершает разговор моя собеседница.

Прозвенел звонок, и он зовёт учителя…

Фото: автора

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.